Рецензия на «Слово о полку Игореве. Траян. Дева Обида. Див» (Мара Рушева)

Здравствуйте! Мне кажется интересной точка зрения А. Шевцова, что "Тропа Траяня" - это млечный путь. Что весьма соответствует концепции русского космизма. Здесь "рища в тропу Трояню чрес поля на горы" означает "поднимая взор (мысленный?) через поля и горы на Млечный Путь". Т.е. масштабируя сознания. Как мы помним, авторы Ригведы постулировали единство законов микро-, макро- и Мегамосмоса. Это позволяет в рассуждениях "перескакивать" с масштаба на масштаб.

Александр Безверхов   24.12.2022 23:16     Заявить о нарушении
Вряд ли эта точка зрения имеет обоснование в языческой мифологии и в исследованиях мифологов, она не валидна. Млечный путь в широком понимании связан с мифом о мировой реке, но существует немало более конкретных ИЕ-мифов (к примеру, разбрызганное молоко Геры, сказочная молочная река).

Мара Рушева   25.12.2022 05:03   Заявить о нарушении
Дело в том, что постулирование символичности часто ни к чем не ведёт. За описаниями и толкованиями символов, как правило, не видно никакой онтологии. Предельность онтологии состоит в физическом описании мира, или его аспектов. Может быть, поэтому семиотика, несмотря на весьма сильный (ещё недавно) состав, находится в затухающем состоянии? Если помните, Шлиман попробовал "Одиссею" понимать буквально и в результате открыл Трою. А иногда надо наоборот, поднять масштаб понимания. Человек, живущий в пространстве мифопоэтического языка, думается, мог себе это позволять свободно. Тот же Шевцов приводит в своей работе цитату о том, что Русь пришла на Землю Тропою Траяней и через сорок веков уйдёт. 40 веков - 40 тысяч лет. Может быть, поэтому взор поднимался, что пришло время вспомнить маршрут и его цель? Одна из ключевых фраз "Слова.." - "наничь ся година обратиша" - времена пошли вспять. Думается, время пребывания к моменту описываемых событий в "Слове.." как раз заканчивалось, судя по разным признакам... Сегодня мы точно можем констатировать, что Русь ушла, но В.Н. Топоров писал, что он еще застал какие-то проявления Святой Руси. Думаю, ему можно доверять.

Александр Безверхов   25.12.2022 09:54   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Мара Рушева
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Безверхов
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.12.2022