Рецензии на произведение «Гений и злодейство. Художник и тоталитарный режим»

Рецензия на «Гений и злодейство. Художник и тоталитарный режим» (Элеонора Панкратова-Нора Лаури)

Вот, и дожили до тех времён, когда мыслящий об этих материях уже не патологоанатом, изучающий болезнь на трупе истории.
Все перед глазами.
Когда я думала раньше, в частности о Гамсуне, то для меня его оправдывало то, что он сам не искал себе оправдания.
Сейчас же этот аргумент великодушия и уважения к чужому пути не работает.
Надо побыть в шкуре жертвы, только тогда поймёшь, что есть вещи, которых не должно быть.
Но это тоже не ответ, так как они были есть и будут.
Здесь никто ни от чего не застрахован и история показывает, что наше благомыслие каждый раз терпит крах перед взбесившейся стихией.

Хома Даймонд Эсквайр   04.05.2022 03:17     Заявить о нарушении
Да, абсолютно с Вами согласна .Да, дожили.
Рада, что Вы проявили интерес к моей статье , предисловию. Это не только сопровождение текста книги.
Это -результат моих многолетник исследований и раздумий, бесед с коллегами, с соотечественниками и зарубежными, прежде всего норвежскими...Многое приобрело неожиданную актуальность сейчас .Конечно же надо побыть на месте жертвы, чтобы понять недопустимость многих событий..Хорошо бы это осознавали сильные мира сего… Аргумент самого Гамсуна в защиту своей позиции, «великодушия и уважения к чужому пути» не сработали .Его судили , в процессе суда заставили смотреть документальную хронику , кадры освобождения фашистских концлагерей …

Элеонора Панкратова-Нора Лаури   04.05.2022 22:41   Заявить о нарушении
Я больше месяца была в шкуре жертвы.
И могу сказать, что война это самое антигуманное, страшное и расчеловечивающее действо огромного масштаба.
Когда проходит первый шок, начинаешь ощущать себя пассажиром,захваченного самолёта.
Вся твоя жизнь и цивилизационная система защиты отменяется.
У тебя больше нет ни прав, ни свобод, ни будущего.
Все схлопывается в точку мгновенного выживания тела
Боишься неба, боишься любого звука и людей.
Вокруг бушует огромная огненная, неуправляемая стихия, которая заглатывает несчастных без всякой логики.
Сегодня одни, завтра другие.
Но люди привыкают и гуляют под взрывами.
У меня так не получается.
Я не могу так фаталистически относиться к жизни.
Обнаружила у себя огромное чувство самосохранения, но не биологического, а исходящего из понимания своего права на жизнь и азбучного - никто не имеет права меня ее лишить без моей воли.
Именно волю забирает война.
Именно воли лишает пропаганда.
Но человек не осмысленный даже не понимает, что у него эта воля есть, он привык, что с ним могут сделать все, что угодно.
И я обнаружила в себе мощнейший протест.
Не животный, человеческий.
Если ты человек нельзя так с тобой.
Это абсурд.

Хома Даймонд Эсквайр   05.05.2022 13:25   Заявить о нарушении
Совершенно согласна с Вами:
«Если ты человек нельзя так с тобой.
Это абсурд.»
Нет ничего дороже привычной, размеренной мирной жизни Весь опыт предыдущих войн говорит об этом… В канун дня Победы , просматривая некоторые материалы(, связанными с жизнью моего отца ( всю войну прошел как командир дивизиона минных тральщиков на Балтике ) вижу героизм и доблесть,… но доминирует ужас, страдания, ненужные и неоправданные… Не знаю участников той войны, которые бы любили о ней рассказывать...
А Ваш опыт жертвы ? Это было давно и далеко ? Или теперь ?
С добрыми пожеланиями .Элеонора

Элеонора Панкратова-Нора Лаури   05.05.2022 17:17   Заявить о нарушении
Это было сейчас.
Я встретила войну на Украине, в первый же день попав под бомбы.
До этого была неделя жуткого нагнетания, поход за продуктами на рынок с чувством полного идиотизма происходящего.
Жуткие сны, которые снились каждую ночь.
Трое суток ее спала и вот, вижу в фб вал записей.
Война!
Взрывы!
Это правда!
Я была рядом с границей.
Часов в восемь позвонила подруга - собирай тревожный чемоданчик, бежим в подвал.
Все ещё не верилось.
Металась, собирая документы и не знала что ещё взять.
И всё ещё ум отказывался верить.
Вдруг все содрогнулась, адский взрыв совсем рядом.
Это была бомба, брошенная на ЖД мост
Тут уж стало не до шуток.
Выбежала во двор, все бегут кто куда.
Самолёт появился, когда уже до убежища было метров десять.
Страшный металлический грохот,желание вжаться в землю.
Он прямо над головой.
Рядом больница, думала сейчас по ней шарахнет, куда падать???
Но он полетел дальше.
На ватных ногах еле дошла до подвала.
И тут новый взрыв.
Опять вся земля содрогнулась.
Авиабомбы и самолёты это очень страшно.
Страшно постоянный гул в небе.
И знаешь, что в их огненном брюхе - чья - то смерть.
Сидим под землёй, все притихшие как мыши.
А вся эта огненная масса валит через нас дальше.
Огромная махина,жуткая, лязгающая, бессмысленная.
Тут у меня случилось что - то типо инсульта.
Не могла ходить долго.
Валялась там в подвале, а со всех сторон шли людям звонки.
И то один, то другой заливался слезами.
Потом стали понемногу выползать наружу.
Эти дни в подземелье, когда весь мир рухнул, совсем стёрлись из памяти, будто было не с тобой.
Тогда ещё верилось, что ненадолго.
Но затем пошли новости.
Затем исчезла вся связь.
Без связи совсем беда.
Сейчас там нет давно ни света, ни воды, ни связи.
Я больше месяца почти не спала, невозможно.
Эти ужасные ночи, когда за окном живая движущаяся тьма.
И как по расписанию стаи самолётов, туда и обратно.
А ты чувствуешь себя попавшим а капкан, откуда нет выхода и только ждёшь своей участи.
Но в итоге я почти чудесным образом смогла уехать и сейчас живу у друзей.
Началась скитальческая фаза жизни.
Когда не знаешь есть ли у тебя ещё дом
Но это все равно лучше, чем те страшные ночи и совершенно безумные дни.
Стаи одичавших, вечно пьяных детей с дурным блеском в глазах бродят неприкаянно.
Люди, которые лишившись связи, выходят на центральную улицу и все друг друга спрашивают где кто кого видел.
Почти опустевшие дома.
Люди таинственным образом вдруг исчезающие в неизвестном направлении.
Никто не говорит куда едет.
Просто исчезает.
У оставшихся по десять связок ключей.
Я не думала уезжать, но одной ночью меня так вывернуло.
Бешеная энергия будто выбросила сознание как катапультой и я поняла, что не могу больше так существовать.
Можно сойти с ума.
Без связи никто не может ни с кем связаться.
Дали телефон каких - то людей, кто возит.
Успела раз позвонить и исчезла связь наглухо.
Денег ни у кого нет.
Банкоматы с начала не работают.
Обналичка за конский процент.
На рынке полный хаос.
Цены как в девяностые.
И всё это дополняется полным вакуумом будущего.
Его нет.
Брат в Мариуполе.
Что тут скажешь?!
Не знаю жив ли.
Со второго марта нет сведений.
Знаю только что дом его - руина.
Видела на фото, узнала сразу места по которым ходила много раз.
Уезжала почти в пустоту, но оказалось, что у меня хорошие друзья.
Люди очень отозвались.
Это бонус.
Но сейчас и они думают как быть дальше и где.
Кризис сложного человека.
Война его обострила до крайности.
Обнажилась подзаборная сущность человека.


Хома Даймонд Эсквайр   05.05.2022 18:29   Заявить о нарушении
Я тоже не знаю никого, кто любил бы вспоминать войну.
Там не люди, там тени людей.
Не может быть нормой убийство.
Тем более в таких промышленных масштабах.
Нельзя быть человеком и бросать бомбы на дома.
Нельзя!!!
Я, слыша эти самолёты ночами, думала, что там сидит сейчас чей то муж и отец, сидит удобно в кресле, уверенный в своей неуязвимости, в точной работе техники.
В кабине тепло и почти уютно.
Но он скоро долетит до цели и это жилой район.
Вот, как это возможно???
Как ты будешь жить после???

Хома Даймонд Эсквайр   05.05.2022 18:41   Заявить о нарушении
Просто потрясена Вашими описаниями !
Надеюсь Вы теперь в безопасности ( понимаю как Вы переживаете за брата ) …
Пишу Вам в личную почту …

Элеонора Панкратова-Нора Лаури   05.05.2022 22:33   Заявить о нарушении
Спасибо за сочувствие.
Сейчас в состоянии подвешенном, но куда более безопасном.

Хома Даймонд Эсквайр   05.05.2022 22:42   Заявить о нарушении
Вот, ещё одна деталь.
Когда я первый раз выбежала из дома, то присоединилась к соседям, которые бежали в свой гараж в подвал.
Первыми спустились в тот погреб я и мальчик 8 лет.
Сидим там с ним в сыром подземелье на ящиках среди банок с огурцами.
Он говорит "никогда бы не поверил, что со мной может такое случиться.
Это для меня несколько слишком.
Что они себе думают?! - ведь я же маленький!!!

Хома Даймонд Эсквайр   05.05.2022 22:57   Заявить о нарушении
http://proza.ru/2017/04/23/1925
Это после смерти матери написала
По ее рассказам.
Она все это опять вспоминала, уходя.
Будто сама это все с ней прожила

Хома Даймонд Эсквайр   06.05.2022 00:07   Заявить о нарушении
СПАСИБО! Обязательно прочитаю

Элеонора Панкратова-Нора Лаури   06.05.2022 00:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гений и злодейство. Художник и тоталитарный режим» (Элеонора Панкратова-Нора Лаури)

С огромным интересом обнаружил и прочитал Вашу новую работу. Произошло удивительное совпадение тематики с моей недавней статьей, тоже отзывом на книгу. Проблема "гения и злодейства", особенно по опыту двадцатого века предстает, пожалуй, неразрешимой.
"Конечно же, человек из плоти и крови никогда не может быть полностью беспристрастным" - совершенно справедливо пишете Вы. А кто такой гений? Он - создатель своих творений или же он такой же человек из плоти и крови, кому отпущен дар перенести в наш мир эти гениальные произведения из недоступных остальным высших сфер? Если утверждать первое - с него самый строгий спрос за каждое слово и каждый поступок. А второе суждение дает право отделить произведения от личности автора (какой-мол спрос с гонца, почтальона). И где та граница, за которой слова и поступки гения перечеркнут им созданное? Примеров тому тьма. Если начать их приводить - список получится огромный. У Вас - очень яркий пример, очень мучительный. А если вспомнить поименно авторов эпохального коллективного труда 30-х годов "Канал имени Сталина" - там столько любимых писателей! Можно отказаться от них? Нет. Горько видеть их в том печальном списке? Еще как. А скольких из них это участие не спасло!
В нашей стране никогда публично не исполняют Вагнера по известным причинам. Да, он и выступал публично, и писал откровенно антисемитские статьи, а музыка его уже в другом столетии сопровождала массовые убийства в концлагерях. Да, это так. А музыка Шопена не звучала в нацистских лагерях, но композитор был откровенным антисемитом, никогда этого не скрывал. Отказаться от его музыки? Но мир без нее даже не обеднеет, он осиротеет. А уж сколько литераторов отличились тем же! Если по этому поводу начать вычеркивать имена - останется совсем немного.

Автор рецензируемой Вами книги, судя по всему, пришел к ней, мучаясь теми же проклятыми вопросами. Приведенная в конце статьи цитата мне показалась очень важной для каждого мыслящего человека: "...Но задача историков – следить за тем, что не вписывается в шитые белыми нитками повествования, найти то, что режет слух, то, что умалчивается, что предыдущие исторические хроники игнорировали или не желали замечать". Пример жизни К. Гамсуна - это не только трагический непоправимый, непростительный поворот в судьбе на склоне лет. Это тяжелый урок для каждого. Судить нам вряд ли дано, а учиться обязаны.

Спасибо за Вашу глубокую и мудрую статью,

Сергей Левин 2   29.10.2018 12:16     Заявить о нарушении
"В нашей стране никогда публично не исполняют Вагнера по известным причинам."
Это вы ошибаетесь. В 2001 г. на музыкальном фестивале в Иерусалиме Д. Баренбойм на бис исполнил увертюру из оперы "Тристан и Изольда". В 2000 г. в Ришон-ле-Ционе местный оркестр исполнил фрагмент из "Зигфрида".

Алексей Аксельрод   29.10.2018 12:57   Заявить о нарушении
Уважаемый ( хочется написать дорогой ) Сергей!
Очень рада, что прочли мою статью ( не знаю, заметили ли Вы , что она собственно - предисловие к книге Туре Рема, половину из которой перевела я, а половину -мой коллега Алексей Сельницин ). Польщена Вашей оценкой. Да, действительно удивительное тематическое совпадение – с Вашей статьей «Гений и злодейство в ужасный век»
Хотя речь идет о совершенно разных, мб даже полярных личностях, живших в одну эпоху. Наверное тема, идея, витает в воздухе . ( и «формулировка», вернее поэтическая истина , заявленная Пушкиным здесь не случайна ), то есть мыслящие люди все пытаются осмыслить недавно закончившийся, такой трагический, такой жестокий 20 век , и место гения, творческой личности в нём.
У гения особая ответственность ( ведь его взгляды и поступки влияет на умы, поступки других людей ,даже на ход истории )?
Или напротив особые права ( раз он такой талант , давайте закроем глаза на его преступление/я) ?…
«И где та граница, за которой слова и поступки гения перечеркнут им созданное?», задаете риторический вопрос Вы ( кстати очень хорошо сформулированный )
У меня нет однозначного ответа ни на свои , ни на Ваш вопрос .
Я как и Вы всякий раз содрогаюсь вспоминая «эпохальный коллективный труд 30-х годов ««Беломорско-Балтийский канал имени Сталина: История строительства, 1931—1934 гг.» —
Книга Туре Рема заставляет задуматься и это главное Если человек думает, то возможно чужой пример чужих заблуждений убережет егохоть как-то от собственных ,его сознанием труднее манипулировать .А последнее особенно важно , и ,увы актуально
С добрыми пожеланиями . Элеонора
PS. Одно уточнение: Увы, у Гамсуна – поддержка нацизма –не «поворот в судьбе на склоне лет».Его мировоззрение формировалось в течении жизни постепенно ,под влиянием многих факторов . Их-то рассматривает и анализирует Туре Рем.

Элеонора Панкратова-Нора Лаури   30.10.2018 11:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гений и злодейство. Художник и тоталитарный режим» (Элеонора Панкратова-Нора Лаури)

Я читала роман Гамсуна "Голод" - очень талантливое произведение, но его талант не оправдывает его действия во время второй мировой войны. В частности, профашистские пропагандистские статьи, его позицию по еврейскому вопросу и т. д.
Конечно, он заблуждался.
У нас в октябре 93 года тоже многие заблуждались, причем, видные мастера культуры, писатели. Я писала об этом в очерке о Валентине Распутине.
Ваша статья, дорогая Элеонора, показывает противоречивость позиции Кнута Гамсуна по отношению к Гитлеру и нацизму.
Успехов Вам в творчестве!
С уважением,
Татьяна.

Татьяна Шмидт   22.09.2018 18:49     Заявить о нарушении
Рецензия на «Гений и злодейство. Художник и тоталитарный режим» (Элеонора Панкратова-Нора Лаури)

Да... Недавно мне попалось суждение историка, довольно аргументированное, что в качестве публициста-консерватора Достоевский был автором весьма средним (хватает куда более одарённых в этом отношении его современников со схожими взглядами), но в силу своей гениальности в ином Ф.М. в романе (следовал пример) не смог произнести схожего.

Он же, как человек, был личностью весьма неприятной, как известно.

В каждом уживается столько людей!

С большим интересом прочитал ваш обзор книги Рема. Спасибо.

Ааабэлла   18.09.2018 23:32     Заявить о нарушении
Александр !
Вы поняли самую суть дела . Увы, хороший ,даже гениальный писатель может быть неприятной личностью и ,главное, оказаться на стороне зла в философском и политическом смысле. Всю жизнь пытаюсь понять как такое возможно. Обычно стараются любой ценой «оправдать» любимого писателя , как оправдывают близкого человека . Цель книги Рема во многом(есть и доугое ): понять как такое возможно психологически.
(Потому и работала с увлечением над этой книгой как переводчик-, вместе с младшим коллегой Алексеем Сельнициным , перевели пополам- , и как автор предисловия)
С дружеским приветом.

Элеонора Панкратова-Нора Лаури   19.09.2018 11:06   Заявить о нарушении