О новом фильме РозыгрышПосмотрел сейчас кин «Розыгрыш». Вроде как римейк старой школьной драмы, вроде как – про детишек. Признаться, я неравнодушен к фильмам «подростковой тематики». Потому что сам сохранил в душе(?) частичку детства. В смысле, не разучился ловить кайф от своего жестокого цинизма, щёлкать по носу общественную мораль и тащиться от измывательств над слабыми и убогими. Ну, знаете – всякие там министры, генералы, депутаты… драглорды… годфазеры… приятно бывает иной раз вогнать их в слёзы. Соответственно, будучи молод сердцем и притом сентиментален, как всякая садистская сволочь, я люблю фильмы про этих трогательных малюток позднего допризывного возраста, с их столь милыми забавами и столь чистыми душевными порывами. Если, конечно, это хорошие фильмы «молодёжной тематики». Хорош ли фильм «Розыгрыш»? Ладно, скажем так: вообще-то, пурга редкостная, но, наверно, посмотреть стоит, если зрителя в принципе интересует такое явление, как современные российские «молодёжные фильмы» (в конце концов, других-то – один хрен раз два и обчёлся). В сети – его много откуда можно дёрнуть или запустить онлайн. Я вот посмотрел – и даже кое-какие мысли появились. Почитал кое-какие рецензии – и мыслей прибавилось. Главная была такая: “Why are people so fucking stupid? Why can’t more people be interrigent, rike me?”(© Ким Чен Ир в Team America). Ну, не все, конечно, рецензенты чушь пишут, но когда читаешь, какой это невзъебенный психологический триллер, изобличающий бездну чёрствости и жестокости этого поганого отребья, нынешней молодёжи, и бла-бла-бла… Слов нет! Хотя, вообще говоря, это очень комично – все эти извечные разглагольствования про неслыханную безнравственность и жестокость каждого нового поколения. Вот сколько себя помню, во всяком случае – с первого класса уж точно (а это 83-й был) – всю дорогу в полный голос и надрывно выла эта душеспасительная волынка, про то, какие нынче «сволочи, а не дети» и «как тяжко жить». То есть, с достойной лучшего применения настырностью к нам в школу заявлялись всякие социально озабоченные тётушки, обычно – «детские писательницы» или журналисты, работающие по ювенильно-криминальной тематике, и грузили наши неокрепшие умы историями столь леденящими кровь, что куда там вивисекции в Килии или даже убийствам в Иркутске. Учителя не отставали. «Строго конфиденциально», «предупреждая и оберегая», делились ещё более кошмарными байками, создававшими чёткое ощущение, что мир состоит сплошь из маньяков, которым дай только высосать костный мозг из живого ребёнка, но их чудачества можно оправдать тем, что эти маленькие зверские ублюдки – по-любому лучшего не заслуживают, будучи сами горазды ещё и не на такое. Но, конечно, всё это была полная ***ня по сравнению с мартирологами пионеров-героев, выписанными во всех инквизиционно-анатомических подробностях. Я уж не говорю про душевные и сильные старые советские фильмы про Войну, к которым, по степени натурализма и брутальности, Голливуд вот только-только подбирается сейчас. Поэтому я никогда и нисколько не удивлялся, что мне нравится унижать и мучить живых людей, испытывая мрачное удовлетворение от своего ложного, но всё же приятного величия на фоне их растоптанного эго, а лишь озаботился тем, чтобы найти своим садистским инстинктам социально полезное применение. Что же меня впрямь удивляет – так это что в моём поколении всё же преобладают не маньяки, но вполне нормальные, добрые ребята, а каждое следующее поколение – в действительности было мягче и гуманней нашего (хотя, возможно, и пофигистичней). Да и вообще, порой кажется, что общество – не только российское – от безбедности своего бытия размякло и разнежилось уж настолько, что иной раз аж противно. Ну, коли в пресловутом «хэппи слэпинге» нынешние гуманисты видят чуть ли не самую суровую проблему современности, а в таких вот фильмах, вроде «Розыгрыша» - апофеоз молодёжного цинизма и жестокости. На самом деле, нисколько не удивительно, что время от времени какого-нибудь темпераментного паренька достаёт это елейное блеяние, и он говорит: «Вы утверждаете, что я чудовище? Хорошо, я буду им! Я понял, чем можно вас шокировать! И будет вам встряска!» После чего он берёт пару стволов, заявляется в учебное заведение и устраивает безобразную бойню. Потом, конечно, во всём оказывается виновато «насилие в фильмах, компьютерных игрушках и мультиках». Как же иначе? О господи, если этот мир что и погубит – так кудахтанье благонамеренных имбецилов, желающих его «спасти»! Впрочем, в фильме, «Розыгрыше», упаси бог, нет ничего подобного. Никаких кровавых школьных расправ, да и вообще нет насилия. Всё более чем «пушистенько». А что есть – как бы «этическая проблема». Гхм. Вот что меня всегда бесконечно умиляло во многих «школьных фильмах», что советских, что «буржуйских», причём и в хороших фильмах тоже, так это – какую малозначительную херню создатели пытаются впарить как «главную этическую проблему». Ну то есть, просто не от жизни сей их сюжетные построения, в принципе ничего общего с теми проблемами, какие действительно возникают в школах. Поясняю. Выдернуть старшеклассницу из лап спецуры, повязавшей её в номере «Интуриста» в живописной комбинации с тремя грузинами, – это нормальная рутинная проблема для классного руководителя во вполне приличной средней школе конца семидесятых. Убедить третьеклашек, чтобы, выясняя отношения, они избегали бить друг друга ногой в пах и соблюдали осторожность, пережимая сонник полотенцем, для кайфа– тоже закономерная педагогическая задача. Но какие-то заморочки на тему каких-то там злоупотреблений в связи с контрольными в выпускном классе – сюжет «оригинального» Меньшовского фильма - это вообще с какой планеты? Да кто в выпускном классе вовсе про контрольные думает? Портвейн бы не хлестали прямо на уроках, сортир бы проветривали после курения травы – и то ладно. Однако если в том, старом фильме «этическая проблема» была пусть высосана из пальца, но режиссёрское и актёрское мастерство – тогда и Харатьян ещё умел играть – всё же позволило преподнести эту странную заморочку более или менее убедительно, то в «римейке» - ну местами просто полный бред. Во-первых, какого чёрта сынок миллионера, раскатывающего на «шестисотом», учится в «обычной средней школе», когда в России столько платных гимназий и лицеев, где буржуйские отпрыски могут чувствовать себя на равных среди равных? Не говоря уж о том, что за пределами России – таких учебных заведений ещё больше, и там уж точно всякие «олигархические понты» засунут наследничку глубоко и надёжно. Сказать честно, ситуация ОЧЕНЬ нетипичная для современной России. Ну да ладно, будем считать, что папа – не простой миллионер, а сумасшедший миллионер. Во-вторых, откуда, чёрт побери, откопали этого «педагога-практикантку», молодую «англичаночку»? Ну то есть, это даже не «тургеневская девушка», это просто полная клиника – до такой степени эфирное, эфемерное существо. Интересно, она сама в школе училась? Или даже – по земле вовсе ходила? Ей-богу, та девчонка из «Доживём до понедельника», которая тоже англичанка, и совершенно как бы «душевно неиспорченная» советская барышня – ну гораздо, гораздо «резче» и «реальнее» тётко. Однако ж, независимо от смутного генезиса этой астральной сущности, что можно сказать про неё совершенно точно – её категорически нельзя допускать до преподавательской работы. Во-первых, конечно, потому, что не с её английским – пенять кому-то на скверное произношение и порочную грамматику. “Don’t forget your diary” – это очень «инияз финиш». Во-вторых, что за странная мода – едва заявившись, сходу разбрасываться «трояками»? А то не знает, что уровень преподавания английского в обычных школах – у нас просто кошмарный, и если парень хреново «спикает» - так то может быть вовсе не его вина?(хотя, вообще-то, трудно представить себе сынка миллионера, который так паршиво говорит по-английски). Но как бы то ни было, мало-мальски вменяемый педагог, заслушав спич нового ученика, разберёт конкретные ошибки, подскажет, поправит, но общий диагноз «времена путаешь, артикли пропускаешь, произношение плохое, садись – три» - это явная халтура и выглядит как довольно мелочное желание сходу «прищемить нос». Неудивительно, что подобный подход вызывает у ученика некоторое ответное озлобление. Но в-третьих, что самое скверное, эта дамочка, это небесное существо – совершенно неадекватна психологически. На самом деле, это позор, когда пост-институтская барышня не может «обломить» и «опустить» стаю раздухарившихся малолетних оболтусов, а от невинной шутки с торчащим из её сумочки гандоном – вдаряется в рёв. Тут хотелось бы сказать: берут же чёрт знает кого в учителя! Но на самом деле, у меня есть по крайней мере пять знакомых молодых учительниц (бывшие одноклассницы, одногруппницы), и я прекрасно представляю, как любая из них укопала бы «распоясавшуюся детвору», вздумай та отколоть нечто подобное. Выходка с рассылкой отфотошопленной «порнухи»… Гхм, вот чего я решительно не понимаю, почему создатели фильма пытаются представить эту шалость как нечто запредельное, чудовищно бесчеловечное, из ряда вон выходящее? Нет, действительно жестокая «мстя» была бы – кабы этот мажор нанял отморозков, чтоб они устроили училке групповое изнасилование (а такие случаи бывали). Это да – это махровая уголовщина и поведение весьма предосудительное. А сиськи на фотке пририсовать да координаты в Сеть вывалить? Не знаю, не знаю, по-моему, баловство пусть чересчур инфантильное для выпускного класса, но вполне невинное. Старо, как мир – отомстить педагогу, дав его(её) координаты в каком-нибудь «пикантном» контексте. Ну, глупо. Ну, безвкусно. Но если учитель идёт работать в школу, не будучи готов к тому, что его телефон разместят на каком-нибудь фривольном сайте – к чему он вообще готов? Опять же, представил, какой бы перфоманс учинила из этого происшествия любая адекватная училка. Тут, пожалуй, главной её заботой было бы не переборщить и не припечатать юнцов слишком жёстко. Пубертатная психика – она ж такая ранимая… Нет, бывают в школах, конечно, и «трудные» детишки, которые действительно могут создать проблемы педагогической барышне. Какой-нибудь перманентно удолбанный отморозок-лоулайф, которому нечего терять, которому вообще всё похер, в голове полторы извилины, да и те на зону смотрят, и чуть что - он запросто может тупо броситься с ножом. Такие малоприятные личности – да, встречаются в «пролетарских» школах. И эксцессы бывают. Но погрязший в своих рефлексиях эгоист-мажор, у которого папаша регулярно проверяет дневник и устраивает выволочки за неуспеваемость? Тоже мне, «анфан террибль». Да там же понта, больше чем он весит, но комплексов – по-любому втрое больше понта. И барышня, которая старше его лет на шесть, после педагогического вуза, не понимает этого? И не знает, как вскрыть его смешную психологическую оборону и морально повозить мордой по столу, чтобы впредь в мыслях не имел на неё залупаться? Гхм, с некоторых пор мне интересно – а чему вообще учат в педагогических вузах? Но что точно – счастье этой девицы, что, очевидно, у неё нет младшего братика. При такой нервической конституции – он бы однозначно довёл её до цугундера куда раньше поступления в педвуз. Однако ж, что тронуло, когда молодая училка схватила нервный срыв и загремела в больницу, обнаружив себя «звездой Хастлера», все детишки, кроме этого «ужасно беспощадного мажора» даже разжалобились, вошли в сочувствие. А говорят – «бездушная и циничная юная поросль». Сами не знают, что говорят. Помнится, когда мы, в пятом классе, довели до язвы биологиню, нашу тогдашнюю классную – и она даже не вредная была тётка, а просто неврубная и занудная – уж чего точно мы не испытывали, так это раскаяния. Скорее – мрачно бравировали этим «достижением». «Don’t mess with 5-th B!», вроде того. Ну, может, потому что, несмотря на всю нынешнюю инфантилизацию, современный выпускной – это всё же не советский пятый класс. В смысле, в пятом классе – какая там, к чёрту, эмпатия, какие там терзания совести? Потом, правда, поскольку весь школьный персонал от нас шарахался, как от змеезубых тигрокрысов, выписали нам в классную барышню со стороны. Такую, что сама была язвительней любой язвы. Базаром давила – любо-дорого. Сдружились – практически сразу. И как-то так получилось, что весь наш класс – как на подбор. Нынче – все исключительно приятные и успешные люди (ну, я себя не причисляю к «приятным»; не для всех). Только один пацан, было дело, в девяносто пятом влетел под следствие за двойное убийство на деловой почве. Но и то – добряк. Я бы на его месте, по обстоятельствам дела, никак не меньше пятерых вынес. Следствие, что характерно, прониклось, обвинение сняло, едва не медаль выписало, за меткую стрельбу. Сейчас парень рулит авторемонтной базой нашего питерского бюро, очень даже толково. Что же до фильма, самое роскошное в нём – это пожалуй, финальная фраза из мысленных монологов «ужасного мажора». Ради этой фразы – стоило вынести всю ту околесицу, что он проговаривал в мозжечке на протяжении фильма. Ибо это – уже не банальная околесица, а чрезвычайно стёбная околесица. «Что ждёт меня? Престижный вуз, дорогие машины, море денег – и всё. А этих ребят ждёт всё остальное. Перед ними – весь мир». Типа того. Ага. Я тоже всем так говорю. «Вы подумайте: кто я и кто вы! Я – жалкий заложник своего презренного буржуазного статуса, который только и имеет на свете, что несколько жалких клочков землицы, разбросанных по миру, а в душе – не имеющий ничего вовсе. У вас же – целый мир. Посмотрите, сколько лесов у вас, сколько полей, сколько рек. Всё – ваше. А дышится-то, дышится как, поди, вольно, без забот всяких меркантильных и мелочных? Так неужто вам мало этого, неужто ещё чего-то надо, типа денег? Запомните: деньги – портят людей. А чтоб лучше запомнилось – поглядите на меня!» Да, ещё в фильме как бы имеется саундтрек, выраженный преимущественно рэп-поделками некоего Noize MC, который играет одну из главных ролей. Ценителям – нравится, но я как-то органически не принимаю рэп. Там сама форма неизбежно располагает к тому, чтобы толкать речитативом всякую пафосную херню. Вроде того, что нет у тебя других утех, кроме как кидать мячик в колечко на той помойке, где ты родился и вырос и сдохнешь – если, конечно, не поднимешь лямов дцать на песенках про свою сиротскую долю – потому как четыреста лет назад твоих предков в смрадных трюмах вывезли из родной Африки, где, впрочем, у тебя не было бы и мячика с колечком. Ну а в белом варианте, соответственно, неизменно полагается бичевать это жвачно-жрачное стадо консумативного социума, как будто Поланик чего-то недоговорил на эту тему, и как будто небосвод погаснет, если стотысячный о****ол не задвинет ту же навязшую в зубах протестную байду в стомильонный раз. Впрочем, вряд ли я созрел и для стариковского ворчания :-) Короче, фильм – лажа, но посмотреть, наверно, стоит. P-s: Да, читая рецензии, натолкнулся на упоминания об эстонском фильме «Класс». Гхм, оказывается, в Эстонии есть кинематограф. И не такой уж задрипанный. Во всяком случае, этот «Класс» - он на класс повыше, и по режиссуре, и по диалогам, и по актёрской игре. Хотя бы потому, что там школьников играют именно школьники, а не дипломанты сценических вузов. © Copyright: Артем Ферье, 2008.
Другие статьи в литературном дневнике:
|