Мир чёрно-белый разрисуют 2удаки

Артем Ферье: литературный дневник

Мастера современной российской кинокультуры снова грозятся "раскрасить" старые советские военные фильмы.
Помнится, "17 мгновений" анонсировали как цветной ещё к прошлому 9 мая. И многие тогда запомнили это обещание, что теперь, типа, фильм заиграл новыми красками, заценили красную повязочку на рукаве у Штирлица в анонсе, но как дошло до показа - что-то хвалёной цветности никто из моих знакомых не обнаружил. То есть, может, оно где-то там и было, в какой-то серии - но, очевидно, в тринадцатой. Зрители - так и остались в недоумении. "Интересно, а бабки-то под это дело они освоили?"


Теперь, правда, обещаются раскрасить всерьёз. И не один, а два фильма. Не только 17 мгновений, но ещё и "В бой идут одни старики".


Что ж, раскрасить, конечно, можно что угодно. Можно - и гравюры Доре. А то какие-то он в цвете делал, а какие-то чёрно-белые. Как Дюрер какой-нибудь. Ясно, что это всё - от технического убожества и плохой материальной оснащённости древних живописцев. Кобальт не завезли, пурпур из моллюсков не выдавили - вот и приходилось угольком царапать, по-скромненькому. И это, конечно, надо исправить. Берём репродукции, подряжаем среднюю группу детсада, раздаём фломастеры - и вперёд.


То же - и с фильмами. И конечно, для эксперимента стоило взять именно ЭТИ два фильма (на самом деле, скудоумие, дурновкусие и "меткость" авторов затеи - поражают).
То есть, они серьёзно полагают, что эти фильмы были сняты именно так, как были сняты, - исключительно от бедности. А вовсе не из стилистических соображений.


Что ж, поговаривают, что "Стариков" Быков изначально хотел снять в цвете. Но, якобы, от него требовали чего-то бравурно-героического, и под это дали бы цветную плёнку, а под фильм о фронтовых буднях - дали только генералов авиации в консультанты, а плёнки не дали. Думается, вздор и сплетни. Будь кто-то сильно против этого проекта по идеологическим мотивам - его бы просто зарубили либо положили на полку.


Но так или иначе, к моменту съёмок уже решён был вопрос о том, на какую плёнку будет сниматься картина. И это - очень существенный вопрос, определяющий многие дальнейшие решения и режиссёра, и оператора. Поскольку же плёнка у них была чёрно-белая - они и снимали ЧЕРНО-БЕЛЫЙ фильм, используя наилучшим образом возможности именно такой съёмки. То есть, речь не о том, что W&B - отстой, а Colour - рулит. Просто - это совершенно разные подходы, совершенно разные приёмы реализации всевозможных эффектов и т.п. Если этого не понимают нынешние руководители российских теле- и кинокомпаний, то неудивительно, что их собственные "военные" поделки, какими бы мощными современными средствами ни снимались и ни обрабатывались, получаются обычно унылым говном. Это ведь азы кинематографии.


И когда делаешь черно-белый фильм - он, возможно, получается не таким "нарядненьким", но зато - в нём органично смотрятся документальные кадры тех лет. И в "Стариках" - реально вмонтировано масса таких кадров. И хроника, и съёмки самолётов с земли, и материалы фотопулемётов. И это - смотрится отлично, добавляя достоверности всей картине. Как это будет смотреться в "огламуренном" виде - пёс его знает. Думается, никак.


Что до 17 Мгновений, так он снимался чёрно-белым, да ещё и с тщательно подобранными фильтрами, - уж точно не от бедности. А именно - по задумке режиссёра. И получилось классно.
Поэтому понятно, что, по словам Любимова, Лиознова посмотрела на него, "как Мюллер на Штирлица", когда узнала о проекте. Я бы на её месте - ещё б бутылкой по голове ёбнул, как Штирлиц Холтоффа. Чтоб, значит, занимался Саша своей порнографией, российским телевидением, и не лез туда, где ни бельмеса не смыслит.


Любимов, правда, обещает привлечь к работе великих специалистов по костюмам и т.п. Что ж, я заранее могу предугадать, что скажет, первым делом, любой мало-мальски сведущий консультант касательно костюмов в 17 Мгновениях. Что в сорок пятом году - невозможно было встретить в РСХА офицера СД в знаменитой парадной чёрной форме от Хуго Босса. В военный период - её вообще не носили на службе. А носили повседневную серую (в некоторых советских фильмах можно наблюдать и её, но смотрится она, конечно, далеко не столь эффектно).


Но тут, что называется, ниипёт, акваланг. Режиссёр намерен создать некий эстетический эффект - и создаёт его. В высшей мере удачно. То же - касается и общей чёрно-белой стилистики фильма. Убери её - получится, по внешности, пародия на B-grade Голливуда (что правомерно сказать о большинстве новейших российских военных фильмов, причём не только по картинке, но и по смыслу, и по духу).


К слову, помню, была у нас как-то корпоративная постановка пьесы одного местечкового графомана (это я любя!) по военным мотивам - и я там играл гауптштурмфюрера СС. Так даже притом, что кое-кто из участников "драмкружка" лично наблюдал (вплоть до аннигиляции) этих ребят в своё время, и прекрасно мы знали, какую форму и когда кто носил, - всё равно выбрали парадную. Ну потому что - кульная она, "эпическая". Как говорит Элфред, "Я бы получал втрое большее моральное удовлетворение, посылая девять миллиметров сквозь такую красоту" :-)


Но это - лирика. А что до раскрашивания фильмов... блин! Ну вот что им неймётся, а? Ну снимали бы себе свои поделки - типа, дань памяти, йоу! - и не зарились бы, ей-богу, на лавры тех, чьих творческих задумок даже приблизительно не способны понять.
Может, они исходят и из лучших побуждений, но это бесит, честно.


P-s.: Иногда - эти доброхоты напоминают Диму Кравчука с его неустанной заботой об улучшении интерфейса прозы.ру. Вот почему, чёрт возьми, я не могу заменить первую букву в слове ".удаки", в заголовке - точкой? Почему эта точка непременно сдвигается к последней букве предыдущего слова? А любой спецсимвол - попросту пропадает. Это ж ведь, наверно, приморочиться надо было - такой скрипт наваять. А нахрена?
И я уж молчу про отсечку "слишком длинных" названий и кэпсов в названиях. Раньше - возможности такие были. Зачем-то - их урезали. Вопрос тот же: НАХРЕНА? И теперь - ни вразуметильное обозначение перевода в названии дать, ни аббревиатуру, вроде РФ или США, вставить.
Нет, мне просто интересно: с какого бодуна такие рацухи в голову приходить могут?
Впрочем, создатели интерфейса LJ - по-моему, вообще полинаркоманы :-)



Другие статьи в литературном дневнике: