Заметки о Rome Total War

Артем Ферье: литературный дневник

Чувствуется, я конкретно подсел на эту игруху. Человечество должно быть благодарно этому факту. Ведь пока я занимаюсь виртуальными геноцидами - не занимаюсь реальными :-)


Несколько полезных(возможно) наблюдений.
Во-первых, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРИНЦЕВОДСТВО.


Для чего нужны принцы, то бишь, активные члены семьи? О, они много для чего нужны. Даже не беря в расчёт их губернаторские способности, каждый генерал со своей гвардией на поле боя - очень существенная подмога остальным войскам (а порою - решающая сила). Особенно для народов, не имеющих тяжёлой кавалерии вообще (как греки) или же получающие её сильно после начала игры (как римляне).


Соответственно, как их разводить?
Признаться, это был, наверное, первый случай, когда я озаботился демографией (поскольку озабоченность демографическими трендами в реальном мире считаю всё же умственной и душевной болезнью, когда представители 100+ миллионного народа кричат: "Как нас осталось мало!" Это действительно шизофрения и паранойя)


Но в игре, реально, смотришь семейное древо и думаешь: "Ты почему, сукин сын, уже 26 лет нажил, а до сих пор не женился, ась? Ты к этому времени уже пару пацанов мне заделать должен был! Может, ты педик?"


Давно отмечалось, что для женитьбы и деторождения генералов нужно оставлять в цивилизованных городах хотя бы на какое-то время. И это так, но вот у меня самый плодовитый парень в греческой кампании - вечный воинствующий бродяга. Он шарится по Африке уже лет двадцать, и ему уже за сороковник, но жена исправно плодит ему детишек, и их уже пять(!). Это много. И это похоже на анекдот про Штирлица, который прослезился, поскольку двенадцать лет не был дома.


С другой стороны, иные генералы, давно осевшие на губернаторстве в городах, имеют либо очень мало детей, либо вообще не женятся. Причём, такое имеет место даже в очень продвинутых городах.


В общем, тут в игре всё как у реальных людей. Кто-то плодится вне зависимости от стеснённых обстоятельств, а кто-то и в тотальной роскоши предпочитает оставаться чайлдфри. И никак ведь не прикажешь: "Еби ту наложницу, чтоб уже был у тебя наследник!"


Поэтому, другой способ приобретения членов семьи. Покупка их у врага (у нейтралов).
Да, если дипломат вяжет лыко - это действует безотказно (были бы деньги). И так мне удавалось весьма существенно расширить семью. Как правило, вражеские принцы имеют неплохие достоинства, а потому являются ценным пополнением. Правда, отлавливать и перекупать их лучше на марше, вне городов. Во всяком случае, когда один парень в городе из Юлиев (я играл тогда за Брутов) запросил полмиллиона (это подразумевало также сдачу города и покупку войска), я слегонца икнул, поскольку у меня всего было где-то тысяч семьсот, но купив его - не пожалел. Разумеется, сам он никогда бы не отбил таких денег, но он оказался не только хорошим менеджером, но и плодовит. Ну а деньги? Что деньги? Деньги - мусор.


Однако ж, самый интересный способ заполучения принцев - возведение их из простых войсковых командиров. Честно, я не до конца понимаю этот алгоритм, но в принципе закономерности выявляются.


Скажем, играя за греков, я посылаю один бронированный гоплит против орды мятежников близ города. Этот гоплит (80 бойцов) совершает чудеса доблести, он выносит где-то семьсот вражеских войск, включая гвардию тамошнего мятежного генерала. И что? И ничо. Гоплит приобретает, конечно, пару пунктов опыта - но и всё.


С другой стороны, против даже меньшей силы мятежников я высылаю два бронированных гоплита и кавалерийский отряд. Сей последний у греков - безмерно слаб. В самостоятельном бою он бы и десяти секунд не продержался против этой армии. Но - её выносят гоплиты. Они не так много кладут, сколько - обращают в бегство. И вот тогда вступает этот кавалерийский отряд. Он безнаказанно рубит "беженцев", он гасит их тонны. И этот конный отряд - всегда будет "капитанским". И когда он выносит штук двести-триста врагов за бой (а он это делает совершенно невозбранно, занимаясь рубкой бегущих) - он и становится "героем дня", с мгновенным произведением его капитана в генералы и члены семьи.


Что не очень очевидный момент - порою капитана кавалерии вводят в "дом" не сразу, но через один-два хода какой-то наш старпёр-полководец (заслуженный) говорит: "А вот глянулся мне тут славный пацан, командир такого-то гарнизона, и хотел бы я его усыновить".


У меня был один такой старпёр, который сам упорно не женился (и я ругался на него: "Ну ты чо, пидор в натуре, бля?"), но потом он как начал усыновлять командующих гарнизонами, так я смягчился: "Так-так педерастушко! Мне похуй, чего у тебя с этими молодыми офицерами, но вот давай - уестествл(зач) усыновляй их!"


Честно говоря, мне не удалось установить зависимость между доблестью капитанов и шансом их усыновления. Поскольку порою этот старпёр-генерал отмечает командира юнита, который, вроде, в баталии и не был (или же как-то скрытно от игрока этот командир был переведён в лучший город?). Но как бы то ни было, принцы-генералы лишними не бывают. Если и полный окажется маразматик в управлении городами, то уж его тяжёлая гвардейская кавалерия - всегда хорошая штука на поле боя.


Но, я бы рискнул утверждать, самый эффективный способ заполучения толковых генералов - это их скупка на корню дипломатами. Были бы только деньги.



Другие статьи в литературном дневнике: