The War never changes...

Артем Ферье: литературный дневник

Продолжаю играть в Rome Total War (мир должен быть весьма признателен Creative Assembly за то, что вот уже почти месяц я порабощаю города и истребляю народы лишь в виртуале, хотя "мог бы и полоснуть" :-) ).


Мало-мальски серьёзно играл за римские фракции, Грецию и Египет. За дикарей как-то всё же не прёт. Не сказать, что бы сложно, но – тоскливо. Как-то не прельщают меня лавры Атиллы или Алариха, не поминая уж мерзавца Арминия. Да и не люблю, когда технологическое древо – тундровая карликовая берёзка. Эти грунтовые грязные дороги, эти причалы в полдощечки… Может, потом (хотя понятно, кто у каких варваров крут).


Но цивилизованные народы – как-то интересней. Прежде всего экономически и политически. Раздербанить втрое превосходящую армию – это всё же ловкость человеческих рук и тупость AI, ничего более. А вот рулить мегаполисами с вечно бухтящим населением – это челлендж.


Последние кампании – играю с «огромным» масштабом отрядов в графических опциях. Вообще, довольно странно, что эту настройку, грандиозно влияющую на геймплей, как-то малозаметно приткнули в «графику» (и только в графику). Следствие такого выбора, прежде всего, в том, что появляется смысл в расселении крупных городов крестьянскими стадами. Ведь одно дело клепать восемь ходов восемь отрядиков по тридцать мужичков, и совсем-совсем другое – двинуть за раз 240. А за восемь ходов (или от восьми городов) получается аккурат столько, чтобы совершенно безлюдный посёлок начал строить дачный домик для любимого прокуратора (со всеми последующими зданиями). То есть, демографические потоки регулируются вполне осмысленно (но не Искусственным Идиотом, который в начале игры норовит выжать из своих городов всё живое, заявиться с трёхтысячными армиями, а потом сосать лапу средь безлюдных руин).


До некоторых пор удаётся и вполне успешно «истощать» быстро пухнущие мегаполисы, разбрасывая из них по 240 людёв за ход. Во всяком случае, удаётся приноровить их рост к темпам строительства зданий «для орднунга и счастья». Хотя понятно, что когда население 30К, то и 1,5 процента прироста будет больше того, что в принципе можно изъять за тот же ход. Правда, если видишь, что город реально на пороге социального взрыва, и морда угнетённого пролетариата пышет красной классовой ненавистью – годится следующий финт.


Дело в том, что произвести больше одного отряда за ход, конечно, нельзя (даже крестьяне вынашиваются минимум шесть месяцев, хотя по боевым статам дашь всего четыре), но поставить в очередь – можно на полную загрузку. И весь стек – как бы изымается из активного населения в резерв авансом. Таким образом, во-первых, сокращается число бухтёжников, а во-вторых – подрывается «демографическая база», от которой считается прирост.


То есть, допустим, у вас город на 10К. Прирост – 5% Что будет 500 челов. Значит, на следующем ходу получим 10500. Но этого можно избежать. Открываем окно «военкомата» и «приписываем» пять крестьянских отрядов. Это 1200 человеков. И база получается уже 8600. А от неё 5% - всего лишь 430. И того после перехода получаем активное население 9030, да ещё и крестьянина произвели, гарнизон усилили, как только возможно за ход.


Если остальные селяне уже не нужны (угроза мятежа устранена) - всегда можно будет отменить последующие заказы: и деньги, и люди вернутся.


Этот трюк особенно актуален, когда, допустим, сейчас завершится строительство здания, а налоговое бремя слишком провоцирует население. Но в городе губернатор, и опускать налог ниже высокого – нежелательно. Поскольку правитель рискует получить перк «бесполезный мытарь» или "скверный управленец", если налог будет хотя бы «обычным». При этом окончание строительства – триггерный момент. Потом-то можно заказать что-нибудь ещё хода на четыре, и дать налоговое послабление (пока не подтянем мужиков в гарнизон или не уберём губернатора). Также весьма помогает в только что завоёванном городе, который мгновенно взорвётся, если увести армию в дальнейший поход. А так немножко подрезаешь им население этим фиктивным набором в армию – и бунтовать уже вроде как некому.


Хотя можно, конечно, и на самом деле подрезать население при захвате. Или половину - в рабство, или три четверти – на кресты. Искушение устроить бойню, конечно, бывает велико, но это всё же нерациональная трата людских ресурсов. Порабощение – интереснее тем, что перед захватом, скажем, двадцатипятитысячного какого-нибудь Карфагена можно загодя вывести губернаторов из всех городов, кроме заштатных галльских и германских новейших колоний. Которым бы своим ходом ещё века два расти до третьего дворцового уровня. А тут – вуаля! – и у них прибавка тысячи по четыре. И никакой мороки с перегоном холопов по хмурым германским лесам вручную. Ну и Карфаген, само собой, уже не так опасен, чтобы непременно delenda est.


Но вообще, конечно, жаль, что нельзя продавать в рабство или резать просто так, для профилактики, собственных граждан, а не покорённых. И то сказать: «граждане»! Плодится сволочь всякая беспорточная, а корчит из себя – будто взаправду квириты.


К слову, в этом вопросе игра довольно чётко держится реальной картины (и древнего мира, и нынешнего). Кто-то, помнится, замечал, будто бы всё же чем больше населения, тем лучше. Поскольку это налогоплательщики. Да чёрта лысого! Нет, понятное дело, что Александрия или Карфаген, имея статус huge city (24К), будут давать в налогах несколько больше, чем двухтысячный Кутаиси, затерянный на краю Цивилизации в диких горах, откуда последнее золото вывезли аргонавты на Руне. Даже – в разы меньше. Но всё-таки – отнюдь не пропорционально численности. Потому что основную массу мегаполисов составляет как раз таки беспорточная голытьба, с которой взять решительно нечего, кроме визга о том, «как им недодают». Потому-то так и хочется реально им наподдать (а имея дело с тридцатитысячным Иерусалимом – реально станешь антисемитом, поскольку этот город в числе тех, где unrest заложен по умолчанию, как, скажем, и в Лондинии, но если на Альбионьщине оно терпимо, то здесь демография качественно иная).


Серьёзно говоря, поначалу, будучи убеждённым либералом и противником высоких налогов, я принципиально держал их на предельно низком уровне. Поскольку бабки в игре и так поднимаются легко, да и не нужно иметь их слишком много единовременно: от этого члены семьи растлеваются.


Но низкие налоги стимулируют прирост населения, и рано или поздно упираешься в ситуацию, когда население это разрослось до неприличия, и всё больше требует, а последний ресурс оперативного парирования угрозы бунта, снижение налогов, – исчерпан, поскольку они и так ниже низшего.


И тогда я понял, что на самом деле то, что называется в игре налогами, – это не совсем оно. Не только оно. Реально, это, надо полагать, воздержание от излишеств социальной политики в городе. То есть, низкие налоги мне, императору, – это траты на всякие глупые богадельни внутри города. Расплод социальных паразитов, иными словами (именно то, что и сгубило в конечном счёте Рим: не вопиющая роскошь немногочисленных дегенератов-патрициев, а заискивание политиканов перед чернью и превращение великого города в притон для полумиллиона ни на что не годных оборванцев-велфарополучателей; хотя слова «социализм» тогда ещё не придумали, но это не мешало ему быть убийственным, смертельно опасным злом во все времена; и всегда следует это помнить: плохо не то, что какой-нибудь Крез или Красс потратит десять миллионов на вызывающе глупые утехи (эти деньги получат умные люди, которые устроят ему утехи, а богатый дегенерат безобидно сдохнет от излишеств, либо прекратив свой род, либо оставив потомков, которым его лайфстайл внушал омерзение), а скверно – если мы грохнем миллиард в помощь бедным; это не только «вода в песок» - это поливка плантаций одуванчиков на собственном огороде).


Поэтому я пересмотрел свои взгляды на налогообложение конкретно здесь и пришёл к выводу, что как только город вышел на стабильный рост после 6К – гайки нужно закручивать. Вымывать демографические излишки эскпортом крестьян, возводить церкви и тюрьмы (в противоположность сентенции из красноармейской песенки) – и держать высокий налог, стиснув кулаки. Город всё равно будет расти и до 24К, никуда не денется. Но там – его можно будет стабилизировать. И лишь в крайних случаях, когда уж совсем подопрёт – немножко попускать налоговую планку. Например, если это военно-промышленный центр, и туда заводишь армию на апгрейд, а для этого нужно изъять более многочисленных и потому более «орднунговых» крестьян из гарнизона. Ну или – если внезапно откинулся влиятельный губер, который держал этот взбалмошный городишко в кулаке что твою фасцию.


Хотя, конечно, этот рецепт – для относительно плодородных земель, где и с фермами первого уровня всё цветёт и плодоносит. Понятно, для северных городов оно не так актуально. Но вот сокровища Долины Нила – поджимать надо жёстко. «Не нравится высокий налог? Не хочешь по этой причине селиться тут? Ну а нахуй ты кому тут нужен, когда ещё не переступив порога претензии кидаешь? В дерёвню ступай, рванина! А нам – и одного процента приплода хватит за глаза!» Один хрен не успеешь построить все важные билдинги до достижения huge city этими городами.


Сейчас, играя в последний раз за египтян, я трём городам Долины, а также Сидону и Иерусалиму, с самого начала врубил высокий, а временами высший налог. И не было дня (в смысле, хода, чтобы эти города не строили или не апгрейдили юниты). Но не прошло и сорока лет – а они все мегаполисы. Но кое-где – рост уже нулевой, и жители счастливы вполне (хотя Иерусалиму нужен всё-таки свой Тит Флавий Веспасиан :-) )


Впрочем, довольно о менеджменте. Хочу отметить лишь один момент: почти все мои губеры, воспитанные в этих городах, имеют перк «плохой фермер» или даже «ненавидит фермеров». Потому что, ясное дело, сельскохозяйственных апгрейдов я там не строю (тогда бы точно можно было вешаться).


Поначалу я думал, что от таких перков будет падать собственно сельхозпродукция (что в Долине Нила очень даже неплохо). Ага, *** там. Падают – лишь денежные сборы от сельских ярмарок. Гхм, странная, однако же, эта «ненависть к фермерам»: позволять им производить столько же, но только меньше брать доли с их торговли :-)


Ну и к слову о личностях губеров – отметил такой забавный феномен: если родился (в смысле, стал мужчиной) парень с очень многообещающими задатками, но среди них есть unusual (по минусу в менеджмент и командование, но плюс ко влиянию, что на круг выгодно) – со стопроцентной гарантией этот перк разовьётся сначала в deranged (расстройство психики), а далее – в «опасного психа». С большими минусами. Во всяком случае, я это отмечал, когда такие персонажи хоть немного бывали губернаторами. Может, если никогда не ставить их на управление городом – перк не разовьётся.


В файлах говорится, что триггер превращения unusual в deranged – неудачное покушение. Но, скорее, лишь катализатор, поскольку вряд ли бы какой-то вражеский ассассин дополз до тех городов, где у меня были эти парни. Вернее – закономерное развитие маниакальных особенностей личности.


Но что характерно, сейчас у меня один такой парень, с пометкой «опасный псих», сидит на Фивах. Давно сидит. И всё ничего. Удачно женат, три сына. Отличная свита, которая покрывает его это безумие. И довольно своеобразный набор traits: «Прирождённый лидер», «Неудачливый лидер», «Опасный безумец», «Рациональный подход», «Понимание естественной философии». Ну и «скверный аграрий», конечно, куда ж без этого, когда ни одной фермы не построил.


Впрочем, все эти фишки с личностями и их развитием – слишком сложная (хотя, возможно, самая интересная тема). Насколько неправдоподобно выглядят такие наборы личных свойств? Насколько неправдоподобны такие эволюции индивидов? А насколько неправдоподобна была эволюция Калигулы от самого, наверное, желанного и любимого в истории правителя Рима (достаточно было того, что он сын Германика), притом поначалу действительно толкового и благодушного парня, – до полнейшего и безумнейшего чудовища.


«Сапожок» на самом деле не был таким лунатичным монстром, это всё придумал Светоний в угоду Антонинам? "Сапожок" вовсе не перекрывал поставки хлеба «ради прикола», а напротив, построил огромный новый терминал для принятия хлебовозов из Египта? И Нерон на самом деле не поджигал Рим, а спасал город от огня, лично руководя на месте пожарными командами? А это не важно! Светоний – использовал сплетни. Важно – что БЫЛИ такие сплетни. Ну и про моих, значит, губернаторов, они ходят. А публичный образ в отсутствие телевидения – определяется именно молвой. Она может вознести в герои и спасители полнейшее ничтожество, порою неожиданно для него самого, а может – «опустить» реального героя и умницу. Увы, такова селява. Достаточно вспомнить «Простофилю Вильсона». Одна неосторожная (не по уровню аудитории) шутка – и ярлык опасного безумца приклеен надолго.


Но поговорим лучше о тактике. Но не о том, как расставлять свои отряды перед боем. Честно, именно в этом («моя козырная диспозиция») я вижу не так уж много смысла, помимо занятия командных высот, что, конечно, по умолчанию (и лучше всё-таки - в глубине их занимать, чтобы не суетиться с началом боя). Но это вообще не тема для серьёзных разговоров, поскольку при хорошем генерале АИ будет действовать довольно грамотно и адекватно вашей расстановке, а при безымянном капитане АИ, скорее всего, будет пассивен настолько, что вам по-любому придётся самим к нему подходить (либо же наоборот: АИ бросится в настолько суицидальную атаку, что вам даже не особо придётся ловить его конницу гоплитами – «шамо пришкакало»).


По ходу серьёзного боя – придётся всё равно маневрировать так, что от изначальных порядков мало что останется. Хотя одна засада в расстановке «по дефолту» есть точно: слингеров (пращников) всегда норовят засунуть в центр, за спину оборонительной пехоте. А это убийственно для неё. Конечно, слингеров нужно ставить на фланги, а лучников – в центр. Более того, слингеры хорошо годятся для выманивания вражеских мобильных отрядов под фланговый удар наших. А как вынес вражескую конницу – считай, бой выигран. И слингерам желательно всё же отключать fire at will (а пехотным «пилумистам», вроде римских гастатов – наоборот включать).


И ещё, поскольку я предпочитаю играть огромными отрядами, которые занимают на карте реально много места, юниты лучше на стадии расстановки поджать по ширине (то есть, больше рядов, но Уже они). Особенно касается стрелковых и мобильных. В бою «поджимка» займёт время и создаст ненужную суматоху, которая может оказаться весьма излишня. Особенно касается мобильных отрядов. Понятно, что чем шире фронт атаки, тем больше цепляет сразу, но вот не дай бог одна боевая колесница, когда им приказали зайти в тыл и навалиться на лучников, зацепится краешком за успевшую пойти на перехват фалангу. Всё. Их девиз: «Сам погибай, а товарища выручай». Но мой, цинично-генеральский девиз: «Да мне похуй, чего там будет с этим криворуким возчиком! Но вы, остальные двадцать боевых машин, должны выполнить боевую задачу, а не красиво погибнуть за товарища, атаковав фалангу бронированных гоплитов!»


Такие случаи приходится отслеживать, такие случаи приходится исправлять, ставя на паузу и кликая дважды, продавливая правую клавишу в стол, сминая «супружеский» палец аж до колечка: «Паническим, блять, галопом, прочь от этой фаланги!» Иначе – действительно потеряешь могучий и грозный мобильный отряд ни за грош. Опомнится не успеешь, как от полновесной ватаги колесниц останется три повозки, улепётывающих в бессознанке к краю поля.


Но так или иначе, перед началом боя я всегда ставлю хотя бы один сильный мобильный отряд изолированно: так, чтобы он мог побыстрее выйти в тыл противнику. И чем сильнее противник – тем это актуальнее. Реально, это необязательно должен быть букет колесниц или эскадрон катафрактариев. Когда играю за римлян – сгодятся и эквиты, и кавалерия ауксилия (только последнюю ставлю под полный свой контроль). Даже, лёгкие и маневренные отряды с хорошей стаминой – лучше. Дело в том, что им даже не обязательно прямо уж уничтожать стрелковые отряды противника. Но само их приближение, сама имитация атаки с тыла – нервирует противника и расстраивает его порядки. А стрелки – они запрограммированы так, что при приближении вражеской кавалерии начинают улепётывать, а не прикидывать: «Эти эквиты не смогут нас сейчас атаковать, потому что иначе получат вбок полновесный удар нашей генеральской конной гвардии, которая уже мчится на перехват, после чего перестанут существовать».


Нет, вражеские стрелки – тупо бегут, когда наша кавалерия оказывается достаточно близко. Хотя понятное дело, эти эквиты не дураки, чтобы развивать атаку. Ибо, ясно, что они действительно перестанут существовать, подставившись под удар генеральской конной гвардии. Напротив, пользуясь преимуществом в маневре и некоторым преимуществом в скорости (главное – в стамине), они развернутся и помчатся прочь.


Результат: 1) вражеские стрелки, которые могли бы вдарить по моим стрелкам, заняты увиливанием от кавалерии; за это время мои стрелки (особенно если это критские или фараонские лучники) нашпигуют их так, что бой на дистанции, считай, выигран, а вражеская пехота осталась без стрелкового прикрытия); 2) серьёзный вражеский конный отряд, который мог бы создать немало неприятностей, нападая на мои основные силы, увлечён погоней за лёгкой кавалерией, где выдыхается гораздо быстрее; ну и если это был отряд главного генерала – чем больше он удаляется от своих войск, тем меньше он оказывает на них влияния своими статами. Вернее, очень скоро, никакого уже не оказывает. Конечно, он возвращается (хотя конные стрелки могут отвести его весьма далеко, постоянно раздражая «поклёвками»). Но к тому времени, как он возвращается, половина его войск уже имеет весьма расшатанные нервы и прореженные ряды. Он, конечно, может провести воспитательную беседу, приободрить, но что точно выиграно – время для обстрела его войск. Время для перемещения пращников на фланги его фаланг (аллитерация, однако!), которым уже не угрожает сколько-нибудь серьёзная конница (а которая угрожала, всякая легкотня – сметена и развеяна нашими мобильными отрядами прикрытия).


Но конкретно сейчас, играя за Египет, я стараюсь выдвинуть в тыл противника не просто конницу, а именно отряд колесниц. Хотя, должен признать, управление ими непросто, ибо вербуют возчиков явно из тех, кто был лишён прав пожизненно за неисправимое пьянство при любых обстоятельствах.


Но всё же у колесницы есть некоторые преимущества перед просто конницей. Во-первых, она нагнетает страх на большинство вражеских юнитов самим своим присутствием поблизости. Даже наступающие вражеские фаланги, на которых эта колесница и близко не нападает с тыла (это всё равно самоубийство) – побаиваются её, имеют падение морали.


Ну и во-вторых, когда у основной массы лёгкой «отвлекающей» конницы проблема выглядит «Мы увлеклись, вражеская тяжёлая конница поймала нас и стала бить», то у колесниц, будь то чисто боевые или стрелковые, проблема соприкосновения с «перехватной» кавалерией выглядит немножко по-другому: «И вот мы ловили хулиганов, а когда поймали – они стали нас бить». И это проблема не колесниц, а кавалерии. Ибо если для кого по-настоящему смертельны колесницы – так это для конницы. Во всяком случае, в игре (реально, колесницы, как и слоны, были смертельны и страшны лишь для тех, кто не знал, как иметь с ними дело, но об этом позже).


Тут главное, когда неизбежен контакт колесниц с конницей, – клювом не щёлкать. Иметь в виду нужно следующее: если конница в «статической»(на одном месте) рубке всего лишь теряет преимущество наскока (charge), то колесница – к обороне на месте вообще не приспособлена. Она сильна – лишь в движении. Поэтому, всегда следует определиться, в какую сторону будет возможно это движение. И в первом соприкосновении с сильной тяжёлой кавалерией я обычно даю колесницам команду не атаковать эту кавалерию, а «продёрнуться» через её ряды, желательно, не «лоб в лоб». Продёрнуться так, что кавалерия не очень понимает, что происходит (часть колесниц «огромного» отряда, впрочем, тоже, но исправно подрезает конницу ножами). А вот потом уже, собрав кое-какие силы ЗА этой конницей, решившей порубиться с поспевающими сквозь её ряды колесницами, дать команду атаки.


Но увлекаться рубкой, опять же, не следует. А что следует: следить, чтобы значительные части вашей колесной кавалерии не оказались перед плотными сгустками вражеской конницы. Если упрутся и остановятся – им смерть. А если постоянно «колесовать» вражескую конницу «вскользь» и «с нахрапа» – от неё очень быстро останется одно воспоминание и дрожащий белый флаг. При этом не обязательно даже постоянно включать атаку. Достаточно проехаться «мимо и через» расстроенную вражескую конницу несколько раз, не давая им собраться для контратаки. Но вот когда и куда направлять свои колесницы двойным райткликом – это по обстоятельствам и с опытом приходит. Но когда просекаешь манер действия – колесницы становятся зверскими убийцами конницы. Ну а когда зарабатывают на этом опыт – становятся безнаказанными убийцами. Если при изначальной защите 1 колесница уже довольно страшна – с золотыми шевронами она становится просто «умри всё живое».


Впрочем, колесница колеснице рознь, оказывается. Это у египтян такое дело давно, тысячелетиями, развито, а потому есть и возницы, обученные сызмальства, и лошадки, специально дрессированные с жеребячества. Все – психически устойчивые. Но, конечно, при форсированной атаке стрелками да при виде бегущего собственного воинства – и египетские колесницы могут заробеть.


Но именно – заробеть, пусть даже вплоть до панического отступления. Однако ж колесницы других народов (кельтские британские, понтийские понтоватые) – это просто подарок для атакующего. Особенно – в осаде. Пара-тройка хороших залпов горящими стрелами (из добрых и заботливых критских рук) – и эти колесницы впадают в «амок». То есть, лошади понесли, возницы пытаются совладать, но повозки мечутся даже более хаотично, чем обычно в городе (если это вообще возможно), сметают с пути всех своих, и сметают – насмерть.


То же, в общем-то, и со слонами.
У меня был бой, за Антиох, один из важнейших городов Селевкидской империи. Там было очень дофига чего в этом городе. Одних только слонов – три отряда, и генеральских конных отрядов тоже три штуки (весь цвет фракции собрался), и масса стрелковой конницы.


Ну и занятие стен – да, потребовало некоторого мужества. От тех нубийских негров, которые шли через штрумовую башню. Они, правда, уже довольно прокачанные были. И вынесли как «ментов», так и лучников/пелтастов. Благо, они не стреляют по врагу, когда он слишком близко к своим. Они гуманны и благородны: они дожидаются, пока враг добьёт остатки дружественных копейщиков, которых они жалеют, а потом несуетливо займётся художественной резнёй лучников, решивших сойтись в рукопашной с фалангой.


Естественно, зачистив стены, я пробежался по ним, чтобы завладеть контролем над башенками и воротами (я могу себе это позволить, поскольку всегда отключаю ограничение времени боя; что за глупости: это не футбольный матч; в истории иные битвы по нескольку суток шли). Но, собственно, натравить стенные башни на защитников – в любом случае скорейший путь к победе. Да, они ведь стреляют и внутрь, если стены по меньшей мере простые каменные, и захватываются (у деревянных городов – нет, но и внутрь не стреляют, хотя в иных конфигурациях стен нужно иметь в виду, что какие-то сектора внутри города простреливаются утопленными вглубь дозорными вышками).


Там в Антиохе башни крепко врезали коннице и фалангам, но слоны, хотя шугались, казались неуязвимы. Тогда я решил завести через другие ворота лучников и поставить их тоже на стены. Увидев такой шухер, супостат сподобился, наконец, на некое осмысленное действие (нет, самым осмысленным было бы сразу, не мешкая, вывести свою «слонницу» в чисто поле и растоптать мои не бог весть какие великие осаждающие силы, но селевкиды оказались нерешительны; АИ вообще редко делает вылазки из осады, во всяком случае «диодохский»; галлы и германцы – те могут устроить сюрприз во фланг). Так или иначе, защитники решили вернуть контроль над стенами и бросили туда единственную непокоцанную фалангу.


Что ж, мои негры были изнурены и начали сдавать. Увидев это, мои лучники решили не играть в благородство и милосердие, а открыли огонь из-за спины нубийцев (но стоя не вплотную, конечно). Да, положили сколько-то и негров, хотя восстановить пехоту первого уровня – не проблема в любом городе, а свою новую серебряную лычку нубийцы заработали честно и при ней остались.


Таким образом, враг вовсе лишился пехоты, помимо отряда на плазе, откуда сдёрнуть его не мог ни при каких обстоятельствах. И дальше – началось избиение. Очень скоротечное. Построившись, лучники дали несколько огневых залпов по ближайшим слонопотамам, те тотчас взъярились и мгновенно растоптали генеральскую конницу, путавшуюся у них под ногами. Потом бросились на другой слоновий отряд – и пошла цепная реакция. Два слоновьих эскадрона селевкиды прикончили сами, третий, пометавшись, ушёл через задние ворота («бешеные» всегда так делают через какое-то время).


За эти считанные секунды, что слоны буйствовали на узких городских улочках, они практически обнулили силы защитников. Два генерала остались живы, но их отряды только и годились, что жаться к флагу на плазе. Поскольку сдаваться и бежать оттуда они не умеют (если обращали внимание, на площади и в центре, и по периметру под флажками висят распечатки приказа №227), пришлось расстрелять их лучниками.


Тут, наверное, нужно отметить, что на самом деле я люблю животных вообще и слонов в частности. Хатхи, Ганеш, всё такое. Но это всё же не повод давать им возможность топтать мою пехоту, поскольку её я тоже люблю (и более того - лелею). Поэтому при встрече со слонами я предпочитаю их взбесить, сконцентрировав на них огонь зажжёнными стрелами. Это компромиссный вариант: слоники остаются живы и в конце концов уходят, а те, кто подвернулся им под ногу (из врагов) – нет.


С неегипетскими колесницами – та же фигня. Главное – вогнать их в амок. И если это происходит в городе – они сами сделают за меня основную работу. Тут есть полезный хинт, особенно для «огромных» отрядов. Порою видишь, что какие-то колесницы в прямой досягаемости твоих лучников, но их флаг – в глубине обороны, поскольку отряд безобразно растянулся. Меж тем лучники, если заказать им обстрел именно колесниц, будут «держать равнение на флаг». Что нежелательно, поскольку для этого они войдут в город и проживут крайне недолго. Так вот, вовсе не обязательно заказывать им колесницы, когда хочешь поразить колесницы. Можно указать другой отряд, чей флаг маячит рядом с ближайшими тачанками. Часть огненных стрел достанется и колесницам, а этого может хватить, чтоб они рехнулись (а они с ума вместе сходят, дружно, всем отрядом).


Чтобы египетская колесница впала в буйство – не видел ни разу. Как с ней бороться, если нет копейных фаланг, для неё смертельных? Сложный вопрос. Когда играл за Рим – решал его концентрацией сил против тачанок, с тем, чтобы связать их, лишить маневра и прикончить. Но если не было наёмных гоплитов – приходилось терпеть потери в своей пехоте и коннице.


Экспериментируя с кастомными битвами – пытался выработать тактику, позволяющую одиночной когорте разделаться с колесницами. Честно говоря, победа весьма проблематична в любом случае, но наилучшие результаты дала такая схема. Первый наезд – принять в «черепашке», тестудо. И аккурат когда они прокатывают мимо – «распахнуться». Это тормозит ближайшие таратайки и гробит их. Если повезёт – там может оказаться командир отряда, и он будет деморализован. Но на средней (равновесной) сложности – у когорты всё равно мало шансов выстоять против колесниц в одиночку. Другое дело, что в кампании, когда рядом мой восьмизвёздный генерал, он одним своим видом может вогнать «водителей кобылы» в робость.


Ауксилии (постреформенные копейщики) дерутся с колесницами не многим лучше меченосного легиона. Триарии – несколько лучше, хотя до фаланги им всё равно далеко. Честно, не вполне понимаю, нахер Гай Марий ликвидировал триарии. Ну да, впрочем, легион силён общим своим строем и выучкой, а не отдельными доблестными юнитами. Но в игре военная реформа создаёт ту проблему, что заслуженные и многоопытные прежние отряды нельзя пополнить. Только сводить вместе до штатной численности. Впрочем, преторианская конница стоит того, и она набирает опыт так быстро, что не приходится жалеть об «устаревших» триариях.


Но если говорить о любимых юнитах, то у римлян это всё же не когорты и не конница, а собачки. Я читал много разных размышлений по игре, и по-моему, во всех них собачек здорово недооценивают. Между тем, это войска, позволяющие радикально ломать тактическую ситуацию без потерь (поскольку собственно пёсики после боя восстанавливаются; раны заживают, как на собаке; беречь следует только кинологов).


Доводилось читать, что собачки, мол, опасны только против самой примитивной пехоты, вроде «ментовских» гоплитов, а парни потяжелее расправляются с ними легко и без потерь. Это верно. Но задача собак – не загрызть насмерть всё вражеское войско. Нет, вполне достаточно того, что они сковывают хотя бы некоторые отряды хотя бы какое-то время. Ведь даже для преторианских когорт это немножко затруднительно – успешно вести наступление, когда «на плечи бросается век-волкодав». Даже фаланге трудно повернуть копья, когда её грызут с другого боку.


В кастомных битвах я легко расправлялся со спартанской фалангой (отряд специально обученных эксгибиционистов в красных халатах, распахивающий их перед лицом неприятеля и тем вгоняющий в трепет) при помощи одной своры псин и эскадрона эквитов. Вы себе можете представить результат нападения двух эквитов на спартанскую фалангу? "И покрылось поле, и покрылся берег..."
На самом деле, теоретически можно приморочиться и выиграть даже двумя эквитами, искусно маневрируя, отвлекая, намечая удары и т.п., но очень это хлопотно, особенно, учитывая мораль спартанцев, которые действительно будут стоять до последнего. А с собачками – вполне ненапряжно.


Кто действительно малочувствителен к собакам и быстро их выносит – тяжёлая конница. Но какое-то время и она бывает связана. Собственно, и в борьбе с колесницами собачки здорово помогают. Главное, повторю, без потерь. Хотя, повторю, нужно присматривать за кинологами, чтобы не ввязались в драку вслед за своими любимцами. Один раз скомандовать им отступление, когда пёсики спущены, – явно мало. Проводники устремляются в бой всякий раз, когда собачки наваливаются на очередного противника (собственно, тут действует общий алгоритм для всех отрядов: если часть его вступает в контакт – остальные норовят подтянуться). Поэтому всякий раз им и приходится командовать: нет, это не ваше несобачье дело, друзья человека сами разберутся с врагами человечества.


И ведь разбираются. Кого-то – загрызут, кого-то – напугают, кого-то потом догонят при отступлении и не дадут перегруппироваться и вдохновиться на новый бой. Поэтому, будучи квиритом, я всегда держу две-три (а то и четыре) своры в первой линии (или чуть за ней, чтоб под лучников не попали, а когда враг идёт на сближение – спускаю. «Сюрприз! Шарик, Бобик! Фас! Кусь-кусь! Очень питательные британцы – поданы». И вражеская линия ломается хотя бы в двух-трёх местах. Что существенно облегчает дело. Враг рассчитывал вдарить шестью своими отрядами по трём моим гастатам (я обычно держу мало пехоты, предпочитая оперировать мобильными и стрелковыми отрядами), а в бой могут вступить всего четыре, да и те малость шокированы рыком своры и воплями терзаемых товарищей.


Другой мой любимый юнит римлян для серьёзной драки – онагеры, катапульты. Баллисты и скорпионы – в общем-то, фуфло, только место занимают и по своим шмаляют похлеще пращников. Но онагеры – нет. Они себя окупают. Особенно, когда прокачаны.


Где-то читал, что в отличие от Medieval, мол, в Риме катапульты с опытом не повышают точности боя. Ндя? А как тогда объяснить, что свежий онагер мажет по стрелковой дощатой башенке два-три раза, а имеющий серебряные лычки – гарантированно сносит её первым залпом? Повышение силы атаки в данном случае несущественно (поскольку базовый параметр и так огромный, и роли не играет, то ли там 56, то ли 60). Нет, растёт именно точность.


И четыре хорошо прокачанных онагера – смерть любому войску, если оно хоть немножко замешкается перед штурмом. А когда твоя армия тоже сильна, враг любит занять выжидательную позицию где-нибудь на холме, чтоб измотать тебя маршем в гору. Глупости какие! Умный в гору не пойдёт. Если есть онагеры – они сделают жаркое из любых «туристов на пикнике» раньше, чем твоим основным силам вообще придётся вступить в бой. И когда катапульты опытные – они бьют довольно точно. Один из десятка снарядов – в кого-нибудь да попадает. Меж тем, четыре онагера выпускают их восемь за раз, и палят довольно долго, боеприпасов у них явно больше, чем у велитов. И очень часто вражеский генерал погибал гораздо раньше начала собственно боя.


Но, понятно, что без хорошего прикрытия онагеры совершенно беззащитны. Как понятно и то, что нужно вовремя остановить обстрел, когда враг уже слишком близко (помню, как-то они и моего генерала грохнули, когда он пошёл на преследование, а обстрел продолжался).


При осаде можно, конечно, обойтись и без онагеров, но всё же когда берёшь египетский мегаполис, набитый колесницами, полезно бывает их проредить массированной артподготовкой. Для этой цели я порой даже разбиваю фрагменты стен, чтоб обеспечить удобную линию огня. Да, на это тратятся боеприпасы, но оно окупается повышением дальнейшей эффективности обстрела. И вообще, заказывая цель, нужно как-то прикидывать возможную траекторию снарядов, из соображений ньютоновой физики и эвклидовой геометрии (Эйнштейна и Лобачевского можно на время забыть). Если требуется – перетащить порок на более удобную позицию.


Из греческих юнитов – весьма впечатляют бронегоплиты. Благо, их можно создавать уже на ранних стадиях игры (а в Спарте – так сразу), когда ничего близко похожего у врагов нет. Против той римской пехоты, какая имеется в начале, – бронегоплиты практически неуязвимы (а из конины, само собой, колбасу крутят, как любая фаланга). Да и против преторианской когорты они имеют хорошие шансы, благо, к моменту появления таковых многие фаланги уже имеют золотые лычки, а значит, весьма впечатляющий показатель атаки (при том, что защита у них изначально зверская).


Зачищая окрестности от повстанцев, мне доводилось выносить одним бронегоплитом (80 человек, большой размер) армии по четыреста-пятьсот мародёров, включая тяжёлую конницу их генерала. Только лишь, для этого нужно изначально расположить фалангу в дальнем (от врага) углу поля дислокации, а потом сразу отступить в угол общего поля боя так, чтобы затруднить обход с флангов. То есть, фаланга должна встать, как распорка в самом углу, копьями внутрь. Поскольку задом ходить юниты не умеют, правильная парковка фаланги требует некоторых усилий, но они себя окупают. И в процессе боя – желательно не приказывать им атаковать (до поры). Пусть враги сами нанизываются на копья, а строй лучше не рушить.


Замечу, я не считаю подобную тактику читерской, хотя используется эта условность, «край поля боя». Я считаю, что она компенсирует отсутствие на поле объектов, к которым можно было бы прижаться спиной (что довольно странно при греческом или итальянском ландшафте). Да и потом, а когда враг драпает за этот условный край поля из-под носа висящей у него на плечах кавалерии – это не читерство? В реале это было бы возможно, чтобы сломленный легион оторвался от конного преследования? Спросите у ветеранов Канн, как им это удавалось! Ну да, процентов пять выжило, затихарившись в кустах ежевики да придорожных канавах. Но в чистом поле убегать от конницы – боюсь, только пыли наглотаешься перед смертью. Правда, в игре и превосходство конницы в скорости далеко от реального, и есть некоторые условности. Которыми пользуется АИ, и потому не вижу причин, чтобы тоже их не использовать.


Но что характерно, даже после таких эпических боёв командир фаланги никогда у меня не становился «человеком часа» с производством в генералы. Хотя конный командир – запросто становится им и при гораздо более выгодном соотношении сил (героическая победа вовсе необязательна, важно лишь существенное участие командирского отряда в бою). То же – и командир египетских фараоновых лучников. Ему достаточно завалить парочку равновеликих вражеских отрядов (что для него нисколько не проблема, тем более при пехотном охранении), чтобы «получить лицо». Но бронефалангу, видимо, игра считает слишком крутой, чтобы как-то особо оценивать её боевые заслуги. Что ж, это так и есть. К слову, и легионной/преторианской коннице у римлян «человека дня» вряд ли дадут (у меня, во всяком случае, не было). Максимум, кому давали, – командиру простой римской кавалерии (ну и эквитам, само собой).


Ну да ладно, хватит трёпа: у меня тут Бруты, скоты такие, Фесалонику осаждают. Хрен им, а не Фесалоника! Великие греческие города должны принадлежать своему единственному и полноправному хозяину: фараону египетскому (for now) :-)



Другие статьи в литературном дневнике: