Игра в политику, политика в игре

Артем Ферье: литературный дневник

Хорошая всё-таки вещь – международный роуминг. Вернее, мародёрская ценовая политика российских сотовых операторов.
Так получилось, что за последние месяцы у меня существенно расширился круг политически озабоченных знакомцев, не являющимися моими коллегами по корпорации. Всё это – Женькины друзья и друзья их друзей. И это очень милые люди, но – «цивилитики». А одной из черт большинства цивилитиков, причём «обоего» пола, является категорическая неспособность говорить кратко, внятно и по существу. Так, как я и мои коллеги привыкли общаться между собой, полагая речь – лишь средством информирования и решения тех или иных конкретных вопросов (а в дружеском кругу – нам порой помолчать друг с другом интереснее бывает, когда и так все знают, что у кого на уме).
Не то – «цивилитики». Тем паче, политически озабоченные. Они умеют ценить сам процесс общения, на любую, даже самую далёкую от них тему, и ловят кайф от произнесения слов как такового. Искусство почтенное, но мною совершенно утраченное. Поэтому, честно признаюсь в этом блоге, который не читает, думаю, ни один из моих велеречивых знакомцев, меня неслабо напрягает их болтовня. Порой так и подмывает сказать в трубку: «Чел, извини, но у меня на распоряжение о ликвидации какого-нибудь генерала уходит впятеро меньше времени, чем у тебя – на изложение какой-то сферической ****ой ***ни в вакууме, которая вообще непонятно каким боком тебя колышет. Причём, меня все понимают конкретно и правильно, а я тебя – вообще понять не могу: чтО ты мне рассказываешь, зачем ты мне это рассказываешь?»


Но это было бы невежливо. Поэтому я нашёл другой выход. Я говорю на первой секунде: «Чел, извини, но предупреждаю: я сейчас в Гватемале».
Это действует магическим образом. Во всяком случае, на людей, которые не в курсе, что у меня корпоративный спутниковый телефон и что со своего «пчелайна» или «матюгальника» они в любом случае оплачивают только дозвон до ближайшего московского хаба UT, а дальше всё идёт уже по нашим каналам.
До поры действовало и на Женькиных предков (которые тоже политически озабоченные, как и вся балашихинская интеллигенция). Потом, правда, стали спохватываться, перезванивать и укорять: «Что ж ты, Тём, злоупотребляешь инертностью мышления старых людей? Да как будто это имеет значение, где ты? Нет уж, вот я сейчас скажу – а ты выслушай».


И приходится выслушивать. И приходится чего-то говорить.
«Как ты прокомментируешь визит Рыжкова и Удальцова к Медведеву?»
Блин! Как я это могу прокомментировать?
Возможно, я бы сам был не прочь встретиться с Дмитрием Анатольевичем и обсудить с ним вопросы римского права (хотя есть, конечно, и более авторитетные специалисты в данной области, чем мы с ним). Но обсуждать с ним какие-либо иные вопросы – зря тратить и его, и моё время. И мы оба это понимаем. Зачем Рыжков и Удальцов делают вид, что не понимают этого, - для меня загадка. Впрочем, не того сорта, чтобы я ломал об неё мозг.


Или – «Что ты думаешь по поводу того, как Пономарёв подарил Медведеву свою подошву, оторванную при попытке регистрации очередного митинга?»
Да я не знаю, что думать. Вот пытаюсь прикинуть, какое нужно усилие и какие нужны обстоятельства, чтобы оторвать подошву у моего ботинка, – и не знаю, что думать. По-моему, ногу оторвать проще, чем нормально пришитую подошву у нормально сделанного говнодава. Да у любого говнодава (если, конечно, он не прогнил насквозь и каши не просит). И уж во всяком случае, если заметил, что какой-то поц пытается оторвать у тебя подошву (а не заметить этого – крайне сложно) – по-моему, хороший повод двинуть ему той самой подошвой по ****у. Он тянет башмак на себя, двумя руками? Значит, табло открыто и вектор сил совпадает. Очень даже удобно. Запечатать ему шнобель в фас заподлицо – оченна просветляет. В другой раз не будет посягать на чужую обувку.


Но российские правозащитники – они странные какие-то люди. Мало того, что копытом в рыло сунуть не могут, так потом ещё зачем-то презику свои ошмётки приносят. Он что, сапожник, что ли? Он преподаватель римского права. И это, повторю, ограничивает круг вопросов, которые уместно с ним обсуждать. Ремонт обуви – к таковым вопросам не относится со всей определённостью.


Ещё спрашивают, как я отношусь к очередному аресту Стросс-Кана.
Да так и отношусь, что коли назвался ты социалистом, то бишь, вором экзистенциальным, - будь готов, что тебя затаскают по околоткам. И ни горничную снасильничать, ни девками платными дружков угостить – шито-крыто не выйдет. Поскольку полицейские и прокурорские – никогда социалистов не любили и не полюбят. Насильников и нелегальных сутенёров – они, впрочем, тоже не любят. Ну а когда накладывается одно на другое – немудрено, что винтят.


Хотя, конечно, я не исключаю, что это в каком-то роде провокация и политический заказ. Ну да, блин, если политика-социалиста приходится мочить при помощи провокаций, высосанных из пальца, – это немножко нездорово и унизительно для общества. Здоровое состояние общества – это когда само словосочетание «политик-социалист» является фантастическим оксюмороном. То есть, если кто-то считает, что государственную власть должно использовать к тому, чтобы отбирать имущество у одних людей и давать другим, – ну пусть в психушке свои взгляды проповедует, или в кружке каком-то подвальном, из таких же шизофреников. Или – пусть честно идёт в Шервудский лес и занимается САМ реализацией своих замечательных представлений о социальной справедливости. Будет благородным, симпатичным разбойником. Но марать в разбое государственную власть, выбирать Робин Гуда в шерифы – это маразм какой-то.


Впрочем, я уже очень много и, думаю, вполне исчерпывающе высказал в своём этом блоге всё, что думаю о социалистах (любых окрасов), и, по правде, не испытываю особого желания лишний раз говорить об этой дряни. Убеждения (даже шизофренические) – это личное дело, свобода слова – должна быть абсолютной (иначе она вообще не работает), но если человек, открыто декларирующий, что он намерен грабить своих сограждан, стремится к государственной власти и имеет шансы её заполучить благодаря замечательнейшей системе всеобщего равного голосования, – его приходится убирать тем или иным способом. Из коих убийство – не всегда наилучший (ибо создаёт нездоровый резонанс и ореол мученичества). Бывает предпочтительней подловить на каких-то одиозных сексуальных интрижках. Особенно, если субъект – такое животное, что не способно воздерживаться от изнасилований и сутенёрства даже ради политического своего реноме и вечно влипает в какие-то грязные истории.


Но на самом деле, я рад, что нынче далёк от всего этого бедлама, сижу в этой милой Гватемале, общаюсь с вменяемыми и душевно чистыми людьми (начиная от менеджеров ТНК и кончая местными криминально-феодальными лидерами) да гоняю в Скайрим по вечерам.


Кстати, об игре. Не перестаю поражаться, насколько всё же глубоко и дотошно продуман тамошний мир (и пусть идут в жопу все злопыхатели, называющие его «скучным»).


Вот взять, к примеру, заурядный квест из линейки за Гильдию Воров (кстати, давно вынашиваю идею: если уж социалистам по-любому неймётся лезть в политику – может, создать для них официальную воровскую гильдию как приют всех левых сил? Чтоб, значит, в праве на политактивность не отказывать – но чтоб и вещи своими именами называть :-) )


В этом квесте – достаётся дневник прежнего предводителя гильдии, злодейски убитого. Текст – на древнем языке, бессмысленный набор «крокозябр». Страниц десять.
Его, конечно, надо отнести специалисту, чтобы тот перевёл. Но я подумал: «Неужто стали бы генерить совершенно бессмысленный набор символов на десять страниц, только чтоб изобразить видимость секретной писанины? Нет, наверное, это всё-таки подстановочный шифр, а язык – какой-то европейский, скорее всего английский».


Что ж, я – простой начальник, конечно, а в прошлом – агент-оперативник, в Аналитике никогда не работал, но взлом подстановочных шифров – это и в Агентуре необходимый минимум первого года. Вернее, это просто рутинное упражнение для развития наблюдательности, соображалки, памяти. Причём, расшифровка и прочтение – с листа, без подручных средств, без записей (так же и кроссворды рекомендуется разгадывать, без ручки, в уме… что очень легко достигается при минимальной тренировке и очень полезно для мозгов).


Естественно, полагая язык послания английским, – я тут же стал выискивать часто повторяющиеся сочетания из трёх одинаковых букв (the), а также – одиночные буквы, которые могут быть только a или I (конечно, когда слова отделены пробелами – это вообще детский сад).


По выявлении the (что тотчас дало that, а в одиночных – i) – конечно, дело пошло уже на автомате. И минут за десять я прочитал дневник. Оказалось – весьма интригующе, целая детективная история.


Между тем собственно по квесту, когда относишь на перевод специалисту, - излагаются лишь очень краткие и сухие выкладки из текста, образующие суть компромата. И вот это особенно умиляет и трогает в игрушках серии TES – что создатели не поленились наклепать каких-то «побочек», которые никак не влияют на прохождение, но прикольны сами по себе. И понятно, что зашифровка текста заданными символами делается автоматически, программой, но – всё равно ведь приморочиться надо было. Вот это и внушает уважение.


Ещё доводилось встречать мнение, будто графика в Скайриме слишком уж «посасывает» для 2011 года.
Не скрою, кое-что и меня малость напрягает, хотя я – не маньяк графической детализации. Но вот листики-иголочки – да, какие-то размытые и абстрактные слишком уж, если вплотную их рассматривать. Можно было покрасивше их нарисовать. Хотя меня больше удивляет, что трава и кусты колышутся под ветром, а деревья – стоят как неживые. Это порождает некоторый эстетический и даже логический диссонанс. Но с другой стороны, если б и деревья качались да листвой трепыхались – наверное, в них было бы совсем уж проблематично заметить какую-то тварь, пока она на вас не бросилась (это как в реальной жизни охота была бы, что не всем игрокам «по зрению»). Но можно было бы опцию такую графическую привинтить.


В то же время, я всё-таки держусь того мнения, что когда мне хочется вкусить красоты живой природы – я иду в живую природу и вкушаю её красоты. Компьютерная игрушка – по-любому неполноценный эрзац в данном смысле, даже если сделать её киниматографически реальной, в HD качестве. И все игрушки, которые анонсировались с понтом «у нас такая детализация, что можно даже прочесть название производителя шины, если упереться носом в автомобильное колесо» - они обычно и ограничиваются тем, что у них можно прочесть название производителя шины (причём, одного и того же на всех шинах). А прочие текстуры – далеко не так проработаны и подробны


То же – и с физическими моделями. Вот уже двадцать лет создатели обещают «полностью интерактивный реалистичный мир» - но, разумеется, это просто невозможно, продумать и проработать всё так, чтоб было «как в жизни». Поэтому – где-то лампочки бить можно, где-то – дырки на стенах остаются от пуль, где-то – деревянные ящики разламываются. Это всё прикольные фичи – но единичные. В остальном – конечно, довольно нереалистично и «условно» выглядит физическое взаимодействие объектов. Но это и есть условность, игрушка, виртуальная реальность. А если создать такой движок, чтобы на самом деле учитывал все-все-все модели физического взаимодействия, с учётом материалов, - это сотни НИИ можно закрывать будет с лёгкой душой, которые заняты разработкой физических моделей для очень СПЕЦИФИЧЕСКИХ случаев, и порой годами этим занимаются. Тут же – всеобъемлющий такой God’s Kit получится. Поэтому – не сегодня (и не завтра).


Хотя, конечно, анимация бега двуногих могла бы в Скайриме быть и получше. Но их, преимущественно, мочить приходится, а не любоваться грациозностью их движений, так что – всё в порядке.


Что меня больше раздражает – невозможность, скажем, перемахнуть через парапет, который в лучшем случае по грудь персонажу. И несколько жаль, что убрали атлетику и акробатику, влиявшие на скорость передвижения и прыжки. Это был существенный приз за развитие личности – что учился всё быстрее бегать/плавать и всё дальше/выше прыгать, получая бОльшую свободу перемещения. А тут – как на первом уровне персонаж еле ковыляет по сугубо ровным поверхностям, так и на пятидесятом – всё такой же инвалид. И это печально. В Морровинде, помнится, при прокачанной акробатике мог запросто брать даже весьма трудные горные склоны (мог и летать, правда, зарядив какую-нибудь шмотку на левитацию). А тут: 40 градусов подъёма – и ножки уже не вытягивают, мощи не хватает. Зато, правда, местные лошади – это помесь уазика с вертолётом. Они – и на почти отвесные скалы взбираются запросто, если чуточку «подиагоналить» туда-сюда.


И я уж не говорю, что персонаж лишён таких действий, как подтянуться на руках и куда-то залезть, или элементарно – залечь (только присесть). Это не кривые руки либо лень разработчиков – это те самые условности игровой реальности, стремление к балансу, ограничения ради большего челленджа. Но, извините, когда имеется до такой степени усечённая и нереалистичная физическая модель самого персонажа – о каких ещё «нереалистичностях» уместно говорить? Да мне пофиг, насколько там правдоподобно тролли скачут, когда и физические (не)возможности собственного перса – абсолютно неправдоподобны, но с этим приходится мириться.


Главное, всё-таки, что цепляет игрушка, что атмосфера завораживает. И, что бы ни говорили, но интересно стало не только бродить по всяким местным достопримечательностям, но и убивать обитателей. Боевая система – гораздо более осмысленная, чем в прежних играх серии, как и левелинг противников. Во всяком случае, в Морровинде, когда прибарахлишься хорошей бронёй да с чарами, - уже совершенно не волнует, сколько на тебя наседает монстриков. Бывало, заходил в какую-нибудь пещеру по квесту, брал, что нужно, а этих придурков, которые вокруг скачут, - игнорировал вчистую, даже меч не доставал. А тут, блин, я уже в максимальной броне, с максимальными бафами, но попробуешь проигнорировать пару-тройку бандосов, – секунд за двадцать к праотцам отправят. Поэтому, приходится не просто их выносить, а – в стелсе, чтоб друзья не сбежались. И это бывает увлекательно.


Единственное, чего я не понимаю: почему я должен убивать драконов, включая их предводителя?
Если не ошибаюсь, это тот самый крылатый парень, который в начале игры спас меня от казни имперцами, принявшими меня за нордского повстанца. Ни к имперцам, ни к повстанцам (лидер их – реально мутный чел, законсервированный талморский агент, как водится) – я никаких тёплых чувств не испытываю. К талморцам, высоким эльфам Саммерсета, религиозным маньякам и циничным интриганам, фактически покорившим Империю, - тем более (к слову, можно написать эссе на тему «Талморская тема в Скайриме как игра в конспирологический антисемитизм» :-) ).
Гильдия магов здешняя – какая-то тупая и недоразвитая. Даже не гильдия, а убогий колледж в самом убогом городишке.
Жулики и киллеры – ребята прикольные, но всё же не политическая сила.
Вот и получается, что самые симпатичные мне существа – драконы. Но я почему-то должен их истреблять. Зачем? У меня уже два полных сета драконьей брони и столько захваченных драконьих душ, что на все вновь открывающиеся «крики» хватит. Надо поискать, нет ли какой возможности примкнуть к драконам и научиться принимать соответствующее обличье (вона, оборотнем уже стал, и это бывает забавно, превратиться в клыкастую мохнатую зверюгу на глазах у почтенной охуевающей публики :-) )


В общем, если кому интересно, то очередным президентом России станет Путин Владимир Владимирович. Но – ненадолго. Где-то через год произойдёт передача власти. Скорее всего – Прохорову (который уже в мае, думается, получит назначение в кабинет министров по экономической части, а потом сделается премьером). Однако ж, по прежнему существует угроза, что Прохорова сочтут слишком слабой фигурой и вынудят стать президентом меня. А поэтому – я пользуюсь случаем, купаюсь в океане и играю в Скайрим, стараясь отбояриваться от дурацких вопросов о дурацких политических событиях :-)



Другие статьи в литературном дневнике: