Лев Толстой о Петре I

Владимир Денисов 3: литературный дневник

Какими словами Лев Толстой описывал Петра Первого и почему великий писатель относился к императору плохо


История. Драматургия истории. dzen.ru



Одним из самых неординарных и непредсказуемых в поведении и поступках русским поэтом был Лев Николаевич Толстой. Человек, проживший 82 года, повидавший за свою жизнь столько, что не хватит наверное и бумаги, чтобы все это изложить на ней, а под конец жизни решивший и вовсе покинуть место жительство.


Чем только не занимался Толстой. В его распорядке дня даже была чуждая тогда всем разминка и растяжка по утрам, что уж говорить о его взглядах и жизненной позиции. Лев Николаевич был "из другого теста". Все то, что большинство боготворило, он презирал, а то, что казалось всем откровенным нарушением прежних устоев, Толстой наоборот поощрял.


Особенно интересным было отношение великого поэта к императору России времен начала восемнадцатого века, императору новой формации - Петру Великому.



Со стороны людей, так или иначе принадлежавших к искусству, за основу был принят взгляд Петра Первого боготворить и выражать к императору лишь любовь и безмерное уважение. Александр Пушкин, к примеру, и вовсе написал о Петре Первом исторический труд, который так и называется "История Петра", а так же написал и поэму "Медный всадник", в которой описывает Петра Великого высокими и в какой-то степени лестными словами.


Однако Лев Николаевич Толстой был совершенно противоположного мнения о Петре Первом, чем большинство русских поэтов и писателей. Ссылаясь на работу Льва Николаевича Толстого "Николай Палкин", в котором описаны образы двух императоров России - Александра Первого и Николая Первого, можно найти довольно острые высказывания писателя и о Петре Великом:


"С Петра І начинаются особенно поразительные и особенно близкие и понятные нам ужасы русской истории… Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь четверть столетия губит людей, казнит, жжет, закапывает живьем в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествует… Сам, забавляясь, рубит головы, кощунствует, ездит с подобием креста из чубуков в виде детородных органов и подобием Евангелий — ящиком с водкой… Коронует свою и своего любовника, разоряет Россию и казнит сына… И не только не понимают его злодейств, но до сих пор не перестают восхваления доблестей этого чудовища, и нет конца всякого рода памятников ему»
"И все ужасы — казни, убийство мужа, мучения и убийство законного наследника, закрепощение половины России, войны, развращение и разорение народа, все забывается и до сих пор восхваляется какое то величие мудрость, чуть не нравственная высота этого плохого человека. Мало того, что восхваляют ее, восхваляют ее зверей любовников.
Л.Толстой, цитата из черновика рассказа “Николай Палкин”
Слова о Петре Великом, мягко говоря, непристойные, но видно, что Лев Николаевич писал это, что называется, с душой и полным пониманием всей проблемы.


И я вам должен сказать, если мы посмотрим в целом на жизненную позицию Льва Николаевича, то подобная характеристика Петра Первого со стороны поэта довольно объяснима.



Во-первых, Лев Толстой не видел никакого величия Петра. Он считал, что все то, что сделал Петр Первый для России, стоило ее жителям больших жертв. Сам Петр разъезжал по заграницам, в то время как была затяжная война со Шведами (1700-1721) и в общем-то незаконно, вместо своего старшего брата, занял престол. Льва Николаевича все это цепляло и поражало, как же люди не смотрят на Петра Великого с этой точки зрения, а лишь ищут одно положительное в его образе.


Он не любил Петра за его резкие действия в управлении государством. По его мнению, действовать стоило мягче, без резких, скачкообразных реформ, поскольку подобное управление государством привело к большому количеству недоработок, которые дали знать о себе в будущем (дворцовый переворот) и резкому сокращению населения. Такого мнения был Толстой, величайший русский писатель, о Петре Первом.


История.Драматургия истории. dzen.ru



Почему Лев Толстой хотел написать роман про Пётра I, а потом передумал


Лилит Мазикина. kulturologia.ru



Лев Толстой в своё время решил написать огромный героический роман про самую титаническую фигуру среди российских царей — Петра I. Писатель долго изучал архивы, воспоминания, письма и в конце концев в самых резких выражениях написал в дневнике, что о таком человеке писать не будет. Пётр I показался ему отвратительным и злобным человеком. Почему? Есть несколько причин.



Царь домогался младших родственниц


Известно точно, что Пётр I совратил (в самом лучшем случае) свою племянницу, Екатерину Иоанновну, и, скорее всего, в раннем возрасте. На это косвенно указывают типичные изменения в её поведении — она пристрастилась к вину и бездумным интимным связям на одну ночь. Такое нередко бывает с девочками, пережившими сексуальное



В двадцать четыре года царевна вышла замуж. Приехав в гости и увидев племянницу, Пётр увлёк её в другую комнату на диван, и, не запирая дверей, не заботясь о свидетелях (включая её мужа), сделал с ней то, что, теоретически, должен был делать только муж. Бесстыдство этой сцены поразило присутствующих и не оставило сомнения, что Пётр поступал так с Екатериной и раньше.


Портрет дочери, заказанный Петром Луи Караваку.



Можно также предположить, что другой его жертвой была дочь Елизавета. Когда она была ещё в препубертате, царь постоянно приходил в её присутствии в экстаз и целовал ей руки и ноги (нет, это не очень было принято), водил её на ассамблеи, словно взрослую партнёршу, заказал её обнажённый портрет.


Притом, как известно, взрослая Елизавета вела себя точно, как Екатерина — забывалась в вине и без смущения меняла кавалеров. Ей в юности долго не могли найти подходящего жениха, поскольку жених, достойный дочери царя, отвёрг бы недевственницу. Тем временем её отец умер, и вполне открытым её любовником стал двенадцатилетний племянник, новый царь. Елизавету его посягательства не возмущали — видимо, после отца уже не казались чем-то странным.


Кроме того, скорее всего, большинство постоянных или разовых любовниц и любовников Петра, если бы им дали такую возможность, отказались бы от такой чести. То есть, царь был попросту насильником. Среди его жертв называют даже мальчиков-пажей, часть из которых была его крестниками (например, небезызвестный принц Ибрагим Ганнибал, предок Пушкина).


Пётр любил наблюдать казни и совершать их


Ещё когда он приговорил к смертной казни больше тысячи стрельцов, он поразил современников своей жестокостью. Согласно свидетельству Патрика Гордона, расправу со стрельцами царь начал с неофициального разговора со старшей сестрой Софьей при помощи дыбы и кнута. Царевна оказалась твёрдым орешком, да и усердствовать палачи не решились — в общем, Софья отрицала свою связь с какими-либо выступлениями стрельцов. Её сослали в монастырь и занялись непосредственно стрелецкими полками.


После этого были повальные аресты всех стрельцов, расквартированных в Москве, пытки часто без протокола (ведение которого вообще-то было предусмотрено законом) и, в конце концов, смертные приговоры. Когда первую порцию стрельцов привели на казнь, царь взял в руки топор и принялся сам, наравне с палачами, отсекать головы. Позже он устал махать топором и стал превращать казнь в шоу, балагурил, наливал водку зрителям, придумал «усовершенствования», чтобы казнить приведённую толпу быстрее, конвеером..


Стрелецкая казнь в представлении художника Василия Сурикова.


Позже Пётр ещё не раз присутствовал на смертных казнях, хотя необходимости в том никакой не было. По свидетельствам иностранных наблюдателей, ему просто нравилось смотреть. Он также легко избивал под настроение или «для пользы дела» кого угодно, не видя препятствий, включая дам — например, за отказ пить опасный для них объём водки, когда он того требовал.


Человеческое достоинство для Петра не значило ничего в принципе


Многие его реформы, вроде модной, могли бы быть проведены и в более мягкой форме, без издевательств над более консервативными, стыдливыми и нерешительными. Вельмож и чиновников по своему усмотрению Пётр избивал тростью, и прибегал к этой мере очень часто. Решать за других, куда ехать жить, на ком жениться и уж, конечно, что и сколько пить для него было нормой. Притом он часто себе противоречил. Официально Пётр боролся с пьянством, навешивая на пьяниц чугунную медаль. Сам же каждую ассамблею насильственно поил окружающих, не считаясь ни с возрастом, ни с полом, вином и водкой.


Пётр обожал держать шутами карликов, и не для всех это хорошо закончилось.


Известно, что он устроил ради своей забавы свадьбу своих карлика и карлицы — притом дама была старше жениха, и оба не горели любовью друг к другу. Пётр лично проследил, чтобы жених оплодотворил невесту в брачную ночь, и это привело к тому, что жена умерла, не сумев перенести беременности — строение скелета мешало.


На самом деле, сейчас многие склоняются к мысли, что странные идеи, нетерпимость к возражениям и зацикленность на половом вопросе у царя могли появиться из-за непролеченного сифилиса, поразившего мозг. Собственно говоря, он умер скорее от какой-то проснувшейся на фоне стресса венерической болезни, чем от проблем с почками. Подхватить сифилис он мог в Европе, куда ездил обучаться инкогнито и где у него была постоянная любовница. Если бы не последствия, жертве болезни можно было бы только посочувствовать.


В Европе же царь подхватил моду на чернокожих лакеев, основными поставщиками которых были работорговцы. Темнокожие граждане Российской Империи: Откуда они появлялись и как им жилось.


Текст: Лилит Мазикина. kulturologia.ru


Вот что пишет об императоре Петре Первом русский историк Н.И.Костомаров:
... "Интересен тот факт, что Петр насильно заключил жену в монастырь, которая не поддавалась его уговорам постричься в монахини добровольно. А духовенство Суздальского монастыря, где была заточена Евдокия, за отказ от насильственного пострижения сослали ее в Преображенский приказ на расправу. Также жесток был царь и со взбунтовавшимися стрельцами: лично допрашивал, рубил их головы и не хотел никого миловать. Костомаров приводит цитату, которая во многом раскрывает причины жестокого и бесцеремонного обращения царя со своими подданными: «С другими европейскими народами можно достигать цели человеколюбивыми способами, а с русскими не так: если б я не употреблял строгости, то бы уже давно не владел русским государством и никогда не сделал бы его таковым, каково оно теперь. Я имею дело не с людьми, а с животными, которых хочу переделать в людей». Самодержец никогда не останавливался при неудачах. Многочисленные поражения в боях, непринятие народом нововведений только подогревали в нем стремление завершить начатое, довести да логического конца. Петр Первый взял себе вторую жену совершенно не знатного происхождения, вероятно, служанку из дома пастора, которую присвоил в качестве трофея Меньшиков, а у Меньшикова ее забрал Петр. «Петр не относился к русскому народу сердечно», - пишет Костомаров, - «для него люди были как сумма цифр, как материал, который был необходим для высшей цели - построения государства»...





Другие статьи в литературном дневнике: