Аналогия

Адвоинженер: литературный дневник

Титановый шар, диаметр линейкой, ладно, штангенциркулем, вес можно рычажными или лабораторными весами, а при отсутствии таковых рассчитать как произведение плотности на объем.
И это все - материал, размер, масса. Ничего более, но вещь описана целиком. Осталось указать свойства и области применения, противопоказания и условия хранения, а еще экологичность, включая добычу и производство и, конечно, стоимость - куда без нее.


Другое дело речь - литература, истории, анекдоты, где шарик лишь повод вкруг которого строится повествование. Для пользования достаточно справки, а для понимания нужен мост, соединение, переход - от себя к себе другому, теперь уже чему-то, что являет себя округлым титаном.


Шарик, который сидя в одиночной камере теряет или ломает русский, объявлен сверхпрочным для усиления - понятно, что сломать, потерять, испортить или утратить пластилиновый, бумажный или хлебный шарик куда проще. Еще прямая аллюзия к Атлантам - надо быть поистине сверхчеловеком, чтобы руками прекратить вечное.


И если мы не титаноделы, не собираемся пользоваться или дарить, шарик, как наличная вещь не нужен в принципе - только анекдот, метафора или аллюзия.
Таким свойством обладает большинство вещей, находящихся вне всякой подручности, вещей, которых мы не видим, но о которых знаем из школы и книг, фильмов, картин или комиксов, радио или телевидения.
Огромная Страна, Все Человечество, Мировой Океан, Вселенная, взятые не по отдельным частям, а как целое. Еще родовые вещи-идеи. Стул вообще, слон вообще.


Как можно ощутить материальность птицы вообще - только представив конкретного воробья или синичку и сделав умственное усилие - отбросив частности, нюансы и мелочи, определить фундаментальные признаки вида.


Птица вообще - это абстрактный, размытый, размазанный по объему, цвету и форме воробей. Тем не менее в основании представления о целом всегда лежит махонький воробушек, извлеченный из подручного опыта. Аналогия. Малый мир как прототип большого. Модель. Сначала, тело, затем семья и дом, двор, район и школа. Непосредственно - пока не научимся превращать в опыт книжное, умозрительное.


Поэтому общее строится не индуктивно, а по аналогии. Через аналог, прототип. Это и есть основной прием рационализма - поставить против неизвестного известное, приспособить, подогнать. Сшить на неизвестное костюм или отложить в ящик до лучших времен. Потому что гладиолус.


Икс похож на бублик за исключением материала - не хлеб, важно,не похож ни на что другое - и пусть съесть нельзя, но удержать в руке можно - поэтому кольцо, которое как минимум сгодится для дверной ручки. Все, проблема решена - опознали, поименовали, определили область применения. Утилизовали и вопрос закрыт.


Подождите, но это второе кольцо всевластия, символ власти и могущества. Или ускоритель, без которого не поднимется к краю вселенной летающая тарелка. плевать, дверная ручка - уже прикрутили.


Можно подобрать пару. Не знаю кто, что, как или чем, но вместе работает - есть польза на выходе, а если скрыт под чужим ярлыком, свойством, заслонен или в тени, можно не разглядеть совсем. Завод работает, станки крутятся, конвейер выдает на гора тысячи изделий, но алгоритм, без которого все остановится, скрыт, неизвестен.


Или сразу придать сакральный символ - тотем, избавляющий от сглаза, защищающий от масонов, вызывающий дождь в другом полушарии. Разумеется с пользой для себя - монополия на обладание реликвией и ее свойствами.


Изоляция - не вещь, напротив, отсуствие. Запрет на непосредственный контакт с людьми и вещами. Режим, позволяющий получше рассмотреть, подчас пересмотреть свое и своих.


Открыть ящики, почистить костюмы и попытаться найти новое в старом, нетривиальное в привычном, возможное в невозможном. Обнаружить в себе писателя или музыканта, влюбленного или любящего, заботливого или веселого.
Или посмотреть правде в глаза, набраться смелости и признать в себе отрицательное, грубое, недопустимое. Признать и устыдиться.


Оценить близость и близких, ощутить благодарность, восхититься. Сказать важное, пусть не словами, взглядом, жестом, кивком.


Или снова упустить время, возможности, момент. Настаивать на своем, истерить, если не получается, манипулировать, обвинять, обманывать или пафосно изображать жертву обстоятельств. Тоже опыт, только отрицательный, особенно для тех, кто попал под руку.


Обуздать психологию и желания, отбросить наносное и, поняв, что ты, пусть трижды изолированный одинокий, все-таки не один - всегда присутствует тот, который смотрит, а еще тот, который смотрит на смотрящего, и тот, который одновременно живет в далеком, маленьком детстве, учится в институте, играет хард рок и просит любимую вернуться, и та, что дала жизнь, проявляла заботу и твои неудачи переживала сильнее тебя, кто словом вырвал из среды, кто учил, защищал и напутствовал, кто рядом даже после смерти, кто любит и любим, удивиться чуду человеческой невещественности, торжеству иррационального и волшебству обыденного.



Другие статьи в литературном дневнике: