Джона

Адвоинженер: литературный дневник

Вчерашний семинар вывел на эссе о Кондрате. Даж не семинар, участник - марсианин. Сам из ракеты, а Периферия внизу - земля в иллюминаторе. Топика. Периферия - это мир, укладываемый в картотеку-библиотеку, каталогизируемый, его краткое объяснение, модель или схема. Наукообразная, материалистическая, с графиками и формулами, понятиями и обозначениями, аксиоматикой и гипотезой.
Поэтому почти изотропен, хотя бы с точки зрения объяснений - моделирование, а глубинное устройство самого марсианина скрыто - публично выставляется универсальный костюм - атеист, прогрессист и либерал.
Технически образован, умен и начитан, вежлив, доброжелателен и уравновешен. Профессионал, владеет как минимум тремя языками - грамотная речь, внятное письмо и хороший вкус.
Семья, любимая и единственная жена, взрослый сын, многочисленные и разнообразные хобби. Мотоциклы, природа, джаз, фотографии, путешествия. Материальная и эмоциональная гармония - это ли не доказательство завершенности, исполненности судьбы.
Доброжелательный скептицизм, рационализация состояний, моделирование и каталогизация без больших потрясений, цунами или потопов. Библиотечный рай - детская и взрослая комнаты одновременно.
Однако у меня нет-нет, да возникает подозрение, что под образованностью, если не сказать всезнайством, сообразительностью, доброжелательством, легко-ироничном следовании протоколам пристойности марсианин скрывает дырку. Аккурат размером с бога, в которую дует и сквозит, где темно, страшно и одиноко.
И это его мучает, ибо бездна не покрывается комфортной моделью - лишь отдельные проявления пустоты объяснимы психологией, возрастом, текущим самочувствием или недостатком образования, знаний или отсутствием внятного научного анализа. Удивленный, напуганный, очень способный мальчик ботан, который ходит в шахматный кружок мимо хулиганистых дворовых пацанов, вечерами взахлеб читает все, что попадется под руку - науку и жизнь, технику молодежи, жюля верна, капитана блада, а по воскресеньям, ура - с родителями в кино.
Улица опасна, школа скорее нейтральна,но все равно не родная, и лишь фантазия благотворна - путешествия, полеты и приключения, причем с подробностями и нюансами, которые скрупулезно заносятся в дневник - планами, графиками и рисунками - методично и пунктуально, педантично и ежедневно.
Маленький профессор.
Рано или поздно дневник-фантазия становится единственным собственным - местом, где удается все, где мир не страшен, ибо объяснен, разложен, классифицирован и помещен в картотеку-библиотеку - недаром Борхес любимый писатель, главное, там нет испуганного бездной, поскольку нет самой бездны - только великий космос и прекрасная вселенная.


Нет, что вы, вход открыт, улыбчиво говорит он, прошу...
Окошко иллюминатора, откуда на тебя смотрят-изучают многочисленные приборы - томографы и рентгены, осциллографы, датчики и генераторы. Но это не наука, а защита - изгородь, бастион.
Внутри все тот же маленький, умный, детский человек, которого сильно, если не сказать смертельно, напугала армия - грубость и вульгарность, казарма и полное небрежение личным достоинством. Людская стихия опасна и жестока - могут походя обидеть, ограбить или обмануть, растоптать достоинство, ударить или обидеть - просто так, шутки ради.



Другие статьи в литературном дневнике: