Леха.

Адвоинженер: литературный дневник

Деточка сидит на дистанционке. Вместе с Лехой - очень дополнительное образование.


Вытащили стол на середину, куда водрузили новейший, главное, самосборный компьютер. Деточка мечтала о нем много лет - отслужив, устроившись на железку, где ему исправно перечисляют на карточку и накопив - у меня совершенно нет дурацких трат, похвастался он однажды - стал постепенно собирать основные элементы мечты - корпус, видеокарту, диск, что-то еще, пока на столе не выросло чудо техники, которое мигает и светится изнутри - прозрачные стенки, свехкрутой монитор, обалденный стереозвук.
Слушают в два кресла лекции по двигателям внутреннего сгорания - картинки, поршни, камеры и кривошипные шатуны - нудно и размеренно.


Ура, материаловедение отменили, радостно возглашает деточко - вообще не понимаю зачем оно нам.


Оно не понимает, странно, правда. Слушай, из чего состоит металл, знаешь.


Ээээ, из молекул, скрепя мозгом встревает Леха - парень хороший, немного полноватый, в меру ленивый, в меру упертый, но по-существу вежливый, добрый и надежный.


Маладес, но до них еще добраться нужно, а что-то более твердое типа кристаллической решетки или доменов, можешь припомнить


Нееее, у нас этого не было. Если честно, совсем не понимаю теорию вероятности, задумчиво продолжает он - ну никак.


Бывает, говорю я, а что собственно непонятно.


Почему монетка на орла или решку выпадает одинаковое число раз в длинной серии.


Ого, думаю, знает про "длинную серию", значит, не безнадежен. Леха, это уже ответ на вопрос. Монетка движется по законам классической механики - исходный импульс, а далее, под воздействием силы тяжести, само движение - когда ее переворачивает и болтает миллион раз в секунду, вплоть до хватания рукой.


Это понятно, но почему равное количество, ведь может случиться, что миллион раз выпадет только орел, обезьяна напечатает войну и мир на машинке, надо только подождать.


Смотри, стороны монеты одинаковы, а "влияний" масса - исходный импульс, его скорость, направление, материал и геометрия монеты, угол ее падения или захвата. Поэтому в длинной серии орел или решка случаются одинаково часто.
И это ответ - равность сторон монеты плюс непредопределенность траектории, условий старта и остановки, которые создают "случайность", точнее, непредопределенность результата. Качественно мы его знаем - та или другая сторона, а вот какая именно - нет, но вероятность их выпадения одинакова.


Все равно не понимаю, почему.


***


Это не плохо и не хорошо, когда не понимают вероятность или вообще, чего-то не понимают. Хуже, когда отказываются понимать в принципе. Отмазок два миллиона- это нам не надо или, это мы учили, а по жизни все итак понятно, мало ли.


Ну, правда, утилитарная привязка конкретного знания, науки или методики, сводится к профессиональной или бытовой нужде. Максимум, интеллектуальной позе, а так, чтоб унять скуку или разбередить ум или душу.


Шахматные этюды, логические головоломки - архаика, особенно когда в одном клике мышкой миллиард интереснейшей информации - игрушек, киношек, мультиков, ютюб-каналов, инстаграммов или сериальчегов. Плюс богатейшее порно - особ статья, жанр напряженный, конкурентный, провокативный - не всякий справится.


Как объяснить человеку внеутилитарный смысл образования, науки, искусства или литературы.
Во времена живого бога понятно - приближение, истина, в которую надо себя пожертвовать и которая сделает нас свободными.
Или когда вместо бога выступает научный прогресс и надо обрести себя там - стать участником, творцом, соучастником.
Вера, уверенность в общеобязательность познания и непреложность движения в сторону истины, но если нет ни того на другого, если истина релятивна, изменчива, медийна или произвольна, в лучшем случае, "субъективна", на хрена эти галеры, лучше в танчики.


Нам, первоклашкам шестидесятых говорили так. Арифметика, чтобы сдачу посчитать в магазине, русский - открытка или письмо бабушке в деревню, пение - ежу понятно, застолья, утренники, елки, физра - никто и не спрашивал класса до седьмого, когда вдруг девочки одна за другой стали брать самоотвод. Просто, ясно и практично - можно даже не объяснять, по жизни так.


Постарше, когда предметы усложнились, усложнились и ответы на вопрос "для чего, зачем". Успеваемость, статус, институт, карьера или чтоб родители не донимали. Чего огород городить, когда образование органично встроено в жизнь, культуру, семью или работу - окультурено и осмысленно, поэтому вопрос "зачем" или для "чего" риторический, а проще - глупый.


Не хочешь учиться - иди на второй год, потом ФЗУ или ПТУ, завод, армия, и снова завод. Туда, в железно-серую массу, которая по определению не летает, не творит большую науку или бомбу - так, безмыслено соучаствует прогрессу, но при любом удобном случае сбегает в пьянку или на рыбалку. Ни тебе успеха, признания или самовознесения - скука, монотонно-принудительный труд, глухая среда и окраинная хрущевка к старости. Никакой романтики, даже бога нет - сплошное прозябание на дальней обочине. Даже без пикника.


***


Берта Ильинична каждый день повторяла, что будет просить у Деда Мороза деньги в подарок - сначала сто тысяч, потом девятьсот, далее в деле фигурировали десять чемоданов, а под конец заезда двадцать - по безналу не принимает, поскольку много раз просила маму завести ей аккаунт - ведь два своих, один крутой, а второй "просто", она нечаянно разбила.


И тут, как я полагаю, наивности меньше чем прагматизма - никакого мистического трепета или восторга. Если бы я сказал, что Дед мороз ушел в карантин и заказов не исполняет, тогда как Вицли-Пуцли или Ктулху напротив, охотно берутся, адресат был бы изменен в туже секунду - есть дед Мороз, нету, важно настойчиво просить в присутствии полусумасшедших - дедушки и бабушки, мамы или папы, а там, глядишь, все сойдется.


Короче, каждый дошкольник теперь в курсе, где сидит фазан - Айфон, на крайняк, смартфон.Или ноутбук, а лучше - оба, плюс часы, очки и наушники. Разумеется, с виртуальной реальностью.
Вот и любимая маска Илона снова порадовала - обещает в ближайшее нейро-интерфейс, что музыку брать прямиком в голову, а еще, повышать стрессоустойчивость. Большие дали, там и знания уместятся, причем все и сразу. Зачем школа.


Как мотивировать ноне главный плач Ярославны от образования. Загадка века.
Действительно, если ответ на любой вопрос, хоть общий, хоть специальный, в одном клике, если Алиса или Гуглъ в любое время, в любом месте, невзирая ни на что преподнесут готовый ответ, зачем напрягать хоть что-нибудь - глаза, веки, мочку уха и левый ноготь третьей ноги. Дайте технику и научите включать - дальше само.


Вот так, из царства необходимости, через перестройку, гласность, эти дела, демократию и прогресс, канистуцию и что там еще, продразверстку - пардон, благосостояние, приплыли - встречайте, прекрасное далеко, царство разума и свободы. Новый Мир.




Другие статьи в литературном дневнике: