Кумиры и сатиры

Адвоинженер: литературный дневник

Скольких кумиров юности разлюбил, отверг - счет на сотни, если не на тысячи. Разумеется, до ненависти дело не дошло - отставка, прекращение авторитета,и больше не слушаюсь.
Битлов, к примеру. Теперь лишь сам факт. Сальвадор Дали, Пикассо, Солженицын. Живописный авангард. Пруст, Джойс, Гессе и Борхес. Окуджава и Галич, Высоцкий, Бродский и Жванецкий, Ильф и Петров наконец.


Про мелочь вроде Машины времени, Рязанова, Михалкова, Аквариума или ДДТ и поминать не стоит. Или Битова, Трифонова, Мамардашвили. Даже серебряный век потускнел.


Из новообретенного Горенштейн, а из старого - Достоевский, Ерофеев и Пастернак, Экклесиаст, Шекспир и Платонов.


Жванецкий нравился лет до восемнадцати, последняя из удач "паровоз для машиниста" из литературки. Дальше все, и стоны о мудрости не про меня.
Дежурного по стране смотрел от силы пару раз - скучно и тоскливо, те же лица, понимающие улыбки, кивки, усмешки - круг извечно своих, советская интеллигенция 60х-80х, полный набор.


***


Тут я согласен с А. Григоровым, что бывает не часто. Честно говоря, Амирам мне симпатичен, несмотря на резкости, колкости, сарказмы и метания, которые представляются избыточными, зачастую вредящими его репутации и образу, мешающими разбираться и вчитываться, увидеть даже не искру, а полноценный пламень Прометеева костра.


Симпатичен брызжущей и слепящей фееричной яркостью, сочным и откровенно зашкаливающим талантом, кипучим и добрым сердцем, широчайшим горизонтом-охватом, фантастической эрудицией и безбашенно-лихим бесстрашием, а еще великолепным чувством языка, изысканным слогом, поэтичностью и, что немаловажно, умением признавать собственную неправоту, огрехи и ошибки - самокритичностью.
В остальном да, неудобный, шумный, реактивный, непропорционально резкий, конфликтный и обидчивый. Хорошим и пригожим с ним не сладить, проще отойти.


***


В советское время бытовал анекдот про Карла Маркса, который пришел на Центральное телевидение. Сначала ему выделили час, потом, из-за очередного съезда, сократили вполовину, потом, из-за внеочередного пленума, до десяти минут и так далее.
Каждый раз извинялись и каждый раз он охотно соглашался. За минуту управитесь, спросил режиссер - не вопрос ответил Карл - тогда, поехали. Маркс глянул на камеру, откашлялся, пригладил бороду, хмыкнул и доверительно прошептал:
Пролетарии всех стран, простите...


Поначалу Ленинский эмпириокритицизм понравился. Не существо, на содержание было совершенно наплевать, а стилистически - стеб, подколки и подковыки, важнее, живая речь, критика и полемика. Мах, Плеханов, кто-то еще - во всяком случае, не скучно, без душного академизма или несносного менторства.


И это вполне понятно, когда сплошные дыры в образовании, эрудиции и представлении о природе вещей - хотя читал много,порой, истово, особенно детстве и юности, да и сейчас немало. Однако, дыры.


Глотал не прожевывая - без обдумывания, разбора или рефлексии. Напился пафоса, галочку поставил и дальше побежал. Тургенев, Гоголь, Щедрин, Короленко, Толстой и Чехов.
Единственный, кто зацепил всерьез - Достоевский. Полагаю из-за общепринятого "сложный автор - тебе не понять". Тут мальчик-наоборот вцепился - понял, не понял, но проникся.
Фадеев, Олеша, Бабель, Паустовский - стоп, последний нравился, разумеется, по юности. Романтики, Кара-Бугаз, Блистающие облака.
Бабелевский нерв перекликался с Багрицким и Светловым - острый штык в проигравшее небо.


От Зависти осела фраза "Вы прошумели мимо меня как ветка, полная цветов и листьев". Потом, Катаев в алмазном венце напишет: Что же касается классической ветки, полной цветов и листьев, то она нашла место в одном из самых популярных сочинений ключика. Эта прошумевшая ветка, полная цветов и листьев, вероятнее всего ветка белой акации - белой акации гроздья душистые вновь аромата полны, была той неизлечимой душевной болью, которую ключик пронес через всю свою жизнь после измены дружочка, подобно Командору, у которого украли его Джиоконду еще во времена «Облака в штанах».


Вот и Мамардашвили часто поминал Олешу, как автора доноса (Зависть) на самого себя - человека, которому дарована метафора.


***


Жизнь в стиле лайт. Облегченный вариант всего. Образования, быта, любовных отношений, профессиональных усилий. Еды и питья, алкоголя и никотина, музыки и литературы. Ню-джаз, научпоп, краткое изложение - вершки. Без углов и зазубрин, без тьмы или дна. Никакого Котлована, Петушков или Подполья.


Вместо плотной ткани из добротного материала, прозрачная сеточка, где в узлах помещены ярлыки. Преступление и наказание, Война и Мир, Господа Головолевы, Тарзан и его команда. Автор, главные герои, фабула и школьная мораль.
Ровно тоже самое с музыкой, поэзией, наукой. Синтетическая сеть - платье голого короля. Отголоски, сполохи, вспышки и тени внутри и заученно-отглаженный протокол снаружи - контур, и чтобы пойти вглубь, нужно начинать сначала, так, будто не было предшествующего опыта. Никакого. Путешествие дилетанта.


Собственно, так и делал - каждый раз, будто заново родился. Лазер, камни или арбитражный практикум. Гитара, пьянка или докучливая писанина. Поэтому мировоззрение, его видимая, надводная часть, всякий раз оказывается не твердым, могущим измениться.
Вспышка, учитель, отрицательный результат, и пожалуйста, основание пересмотрено - даже не на сознательном уровне, будто не мной, а кем-то, кто кроме меня.. Получается, за видимым контуром, скрывается что-то более существенное, что-то, что может отдать приказ на уничтожение мостов и твердынь - авторитет, но чей, кого...


Когда Шевчук спел мальчики-мажоры, почувствовал прилив - Брехтовский театр ожил, жизнь вскочила на подмостки и теперь не оставить - вдарит так вдарит.
Анемичные трели Борис Борисыча вообще мимо. Может, поезд в огне - да и то по касательной.
В результате остались Гарик Сукачев, Аукцион и Ляпис Трубецкой. Джаз - практически целиком и классика фрагметарно - Бах, Скрябин, Губайдулина.
Кино просто погасло, и, как искусство, для меня осталось в двадцатом - на глубине непрожитого, и пересматривать не люблю - так, только если само в глаз залезет.


***


Мужик, мужчина, если он еще не баба с йенгом, должен - ладно, никто ничего никому не должен, желательно, чтоб иногда просыпался.
Отряхивался, пытался разорвать несметные путы - пуговички и застежки, молнии и шнурочки.
Вздрагивал, вставал во весь рост и пытался взлететь - пробежаться во весь опор, подтянуться или подпрыгнуть. Взять вес, перезарядить пушку, вскочить на коня или натянуть тетиву. Забацать горячий рок-н-ролл, душевно прорычать коней или померятся силой. Искупаться в ледяной воде, залезть к любимой по водосточной трубе,уйти в задумчивую пустыню или умчать на севера, поднять парус или прыгнуть парашютом. Вспомнить небо.


Среда держит крепко - удобства, протоколы, комфорт и обязательства, семья и карьера. Умеренность и осторожность, расчетливость и бережливость, рачительность и целесообразность. Благоразумие и пристойность, вежливость и рукопожатность, статус и благополучие. Не побалуешь, любой чих обязательно отразится на чем-нибудь - карьере или отношениях, статусе или благополучии.


Надо топить за правильное и осуждать нехорошее, быть удобным и угодным, предсказуемым и снисходительным, любящим и гуманным. Современным, толерантным, не агрессивным, понимающим и прощающим. И тогда большая мама будет довольна.


Милый мальчик, отличный семьянин, прекрасный работник, замечательный друг, хороший сосед и верный товарищ. Соблюдающий традиции и протоколы пристойности, социально адаптированный и коммуникативно позитивный. Физически полноценный, вкусно пахнущий, модно одетый, правильно ориентированный и пригоже-говорящий.


Обтекаемо, гладко - чтоб никого не задеть, современно, чтоб понимали и принимали, правильной интонацией, чтоб не обвинили в агрессии, и бессодержательно, чтобы не заподозрили в желании возвысится.
Любить детей, животных и цветы, иметь положительное хобби и приличный банковский счет, аккаунт в инстаграмме, твиттере или фейсбуке, состоять в прогрессивном движении и топить за благотворительность.
Определенно положительный человек - без вредных привычек и сумеречных зон, тайных желаний или неизлечимых травм.


Никаких тайн, любое сомнение наружу, сполох, тень, дискомфорт - быстро к врачу, психоаналитику или сообщество.
Признаться, вытащить наружу и сделать видимым - значит более безопасным, подлежащим обработке или операции, фиксации, признанию или обрезанию.
Гомосексуальный сон - вперед, и каминг-аут вам в помощь, агрессивное намерение - психолог, неосторожных замах - аналитик, гнев - врач, а конфликт - социальная служба. Безопасность среды превыше всего.


Собирай марки, этикетки, детские игрушки, паровозики, самолетики, автомобильчики, или бейсбольные карточки, носи синенькое, играй в компьютерные игры и веди ежедневник. Путешествуй, сфотографируйся в диснейленде, поменяйся трусами с другом или надень, разумеется для прикола, женское платье.
Подружись с геем, обними китайца и помоги трансгендеру. Пойди на митинг в защиту природы, китов или забери собачку из приюта.
Будь хорошим - голубым или зеленым, уникальным опытом, незалеченной, но подконтрольной травмой, аккуратно выведенной бородкой и широко закрытыми глазами. Этого достаточно, более того, не надо больше. Ни в коем случае - только хуже.


Не надо порыва, не надо мужества, храбрости, силы и достоинства - это слишком брутально, слишком опасно, ибо сразу поднимает с корячек. Никакой глубины, метафизики, теологии или онтологии - вдвойне опасно, втройне, ибо заставляет усомнится в главном, основе основ, материальной природе всего и вся, обесценивает цель и дискредитирует способ ее достижения.


Лучше, вообще не выходи из комнаты, пока тебя не призовут к плодотворению, не приставят к делу или не прибьют к правильно организованному быту.
Топи за Янкерс или Спартак, втихую соси порнушку, делай брутальненькие селфи или лидируй в танчиках.


Гомогенно-изотропное нитоже. Самолет без крыльев, он должен верить, что небо - это земля, а душа равна психологии, что бог - милый дедушка, любящий детей, которые хорошо кушают, послушных зверей и примерных мальчиков-отличников за шестьдесят, и бог - есть большая мама, та самая среда, которой истово служит положительный социум, утроба равная миру, а женщина рядом - возлюбленная дочь, страж, друг, наставник, контролер и пример для подражания. Но не идеал, ибо идеальное под запретом, только материальное.


Хочешь повыше - возьми сентиментальное, чтоб со слезой и перекошенным от умиления ртом - оууу, и будет тибе счастье. Не зря ж мы, глаза завидущие, мечтали увидеть грядущее - получите и распишитесь.





Другие статьи в литературном дневнике: