Слепая ласточкаАндрей улетел на Ласточке. Маршрут новый, вагон подержанный. Впрочем, сказал, понравилось. Удобные кресла, можно ходить туда-сюда или постоять у окошка, послушать стерео вай-фай или сыграть в танчики. Под Миассом заявили Инноград - проект а-ля городок Фейсбук. Или Гуглъ, где все акологичное, творческое, зелененькое и самокатненькое будет двигаться на электротяге, а заодно делать мир чуточку лучше. От таких перспектив голова пошла кругом. Робо-кафе, спа-салоны, авто-пекаренки и безопасные интерактивные песочницы. Что не говори, песок штука коварная - буря в пустыне, вихри, смерчи, не дай бог завалит гения, и тогда человечество не досчитается улучшений. *** Мама, разбуди полшестого, конференция. Младшая уехала в науко-лагерь - лимпиады, семинары, творческие лаборатории. Хорошо, а что, твой будильник не работает. Галка встает в пять, наливает чай и смотрит на часы, пора... Галь, а послать никак. Согласись, в семнадцать можно решить такую проблему без обязания мамы на вставание с петухами. Если я могу помочь человеку здесь и сейчас, пафосно говорит Галка, я буду это делать. Это ж дочь - на глазах проступают слезы, а губы сворачиваются в обиженную дудочку и она отворачивается в угол. Святое. *** Сакральное здесь и сейчас, лучшее место подвига. Не дай бог детко вырастет, освоит нехитрые артикулы, худо-бедно научится себя обихаживать, рано-поздно обретет автономию, почувствует самость, и поминутное материнское усердие станет ненужным, зачастую обременительным, хуже, унижающем младое достоинство повзрослевшего. Никакие стенания не помогут. Уважение и доверие. Нужно позволить ребенку расти и вырасти - принимать решения, совершать поступки, извлекать опыт из успехов и неудач, а не отменять всякий раз поход во взрослость, ибо страшно, рискованно или темно. Куда там - здесь и сейчас, с пафосом и слезой, обидой и праведным негодованием - *** Не замай, не оскопляй светлых чувств, не царапай скепсисом душу и не роняй психику недоверием. Лучше, читай, комфортней, обойтись без строгости, требовательности, педантизма или дисциплины. Имитацией и лаской. Соглашусь, показательно-наказательные акты не должны причинять ущерба. Телу, психике или душе - ни боже мой, но это не означает того, что их вообще не должно быть. Именно отсутствие подобного опыта, когда дитя не ведает, что на него может случится отрицательная реакция, в конце концов приводит к тяжким недугам. Тем самым "уникальным" травмам, которых нанюханные взрослые, потакая чаду во всем - добре и зле, грехе и добродетели, пытались избежать. Медвежья услуга. Ребенок, который не различает хорошо-плохо, добро и зло, правду-ложь, обречен на обезличенность, простую субъектность в отсутствии императива, и при неполучении привычного - проигрыше, плохой оценке или отказе, на депрессию, ибо отказ - нокаут, отрицательная реакция - трагедия, проигрыш - крах всего. Нет иммунитета, не выработан. *** До последнего Катя гостила хорошо. Две трети от лета. Нравилось. И огород, и банька, и бассейн, и соседские дети. Бабуля режимила - с утра огород, обед, сончас, полдник, бассейн, ужин, прогулка, чтение и чуть-чуть телевизора. Катюша набиралась и ума, и здоровья. В прошлом году пошла в школу, кадетский класс - дисциплина, форма, построения. Элита. Катька прям нырнула в грядки, вслед за Кляксой влезла в тепличку, проползла по помидорам и скрылась в малиннике. Чуть позже дед, показывая растения, пояснял и название, и как ухаживать, и когда взойдут, и сколько нужно солнца. Мичурин. Потом выдал перчатки и поставил на щепу - Катя собирала деревянные дощечки и складывала около печки. На растопку. Ничто не предвещало беды. Как-то благоверную подбросило - надо съездить, строго сказала она. Надо, так надо, и стал срочно готовиться к одиночеству. Благоверная, не учуяв подвоха, вызвалась доставить - благо, не тяжело, более того, сама заехала. Маша встретила у подъезда, извинилась за невозможность подняться в квартиру, ибо не убрано. Надо сказать, всегда не убрано. Вечно. Принципиально. Еще не приготовлено. Тоже вечно. Некогда, и срач многолетний, что те березы в саду. Короче, телефон доехал, и тут началось. Катя резко изменилась - наотрез отказывалась рано вставать, ходить огород, убирать постель и выполнять прочие нехитрые нагрузки. Телефон и мультики, а если бабуля настаивала, сразу бежала звонить маме. С ревом и обидой - загнобили, издеваются. Сердце мамы не железное, и в конце концов, бабулю отчитали по-полной. Мол, что вы себе позволяете, ребенок отдыхать, а света белого не видит. Весь день на вашем огороде, поденщица - почему не ходите кино, театры, утренники, не вывозите на природу, и заставляете перебирать ягоды. Она-же уникальна. И хрупка, а вы своей казармой все портите - это-же ребенок, поймите, наконец. *** Воспитание из любви и добра - тонкая наука, обременительная, ибо воспитатель, иногда становится наказателем, и тогда претерпевает мучений во сто крат больше подопечного. Проще наказание отменить, заменить на видимость, обозначение или игру - театральное действие. Но в отличие от хорошего, любящий так не сможет, поскольку должен. Должен помочь стать человеком, личностью, а для этого, скрепив себя, преподать урок во благо. И нельзя пренебречь, отложить или спустить на тормозах - казалось, ничего проще - пойти на уступки, чтоб портить настроение или вечер, сохранить атмосферу и "хорошие отношения", нет, ибо будет упущено время, хуже, возможность. Хорошие закусив губу многозначительно молчат неделю, демонстративно запрещают телевизор или конфеты, но через полчаса, офигев от собственной жестокости, притащат вкусненькое, предложат помощь с уроками, и назавтра с удвоенной силой побегут доказывать учителям особенную гениальность уникального чада, устроят скандал родителям обидчика или пригрозят бабушкам изоляцией. Ребенок не понимает ни смысла наказания, ни тяжести проступка, не ощущает границ дозволенного и не видит берегов. Поэтому настолько важна фиксация, четкое обозначение границ, установление коридоров "можно-нельзя", "хорошо-плохо" - фундаментальная, базовая часть воспитания. Как не понимает и того, что родитель действует не из принципа око за око, а из любви-ответственности, ведь проступок без наказания разлагает человеческую душу. Своевременное, адекватное и соразмерное проступку наказание устраняет тяготу, манипулирование, недосказанность и ложь, прекращает боли униженного стыда, уколы больной совести и зловещее молчание, возвращает в дом нормальный климат, человеческую атмосферу и хорошее настроение. Натворил, бывает. Не нужно, изображая из себя прогрессивных болонок, цитировать умный интернет о недопустимости наказаний в принципе, а на самом деле месяцами дуться на ребенка и при каждом удобном случае поминать проступок. Дети врут, лгут и обманывают, бывает таскают из квартиры вещи или деньги, разбивают чашки и тарелки, рвут одежду, не учат уроков, редко, но дерутся, обзываются и плюются. Так было, надеюсь, так будет, идеальных детей, слава богу нет. Помочь человеку возрасти из индивида в личность - вот родительская сверхзадача, сверх-сверх. И она точно не решаема, если покупать и выкупать любовь ребенка - подарками, поминутным расхваливанием, хвастовством его успехами, пуще, вседозволенностью и всепрощением. Как не решается избыточными, непропорциональными мерами - долго-нудным морализаторством, изводящим душу молчанием, приклеиванием вины за погубленную жизнь или местью за неоправдавшиеся надежды и ожидания, запугиванием или, упаси господь, злым, жестоким, вредительным рукоприкладством. Боюсь, поздно пить Боржоми. Человечество, в его материально-психологической одержимости, не остановить разумными доводами. Мы забрались в изоляцию. Хотя..., чудеса случаются. Доктор Ленка, к примеру. Спасти рядового Райана.
© Copyright: Адвоинженер, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|