Традиция
Мессианство, как один из важнейших истоков традиции "И" – десять заповедей, и проповедь, лекция, разговор, как органичное и необходимое продолжение рефлексии. Столичность, как окончательная фиксация и последующая тотальность - властное повсеместное утверждение, и провинциальность, как первичное движение, рожденное в конкретном месте лабиринта. Инженерная и гуманитарная грани – их взаимосвязь, взаимопроникновение и дополнение. Авторитет, как важнейший узловой элемент традиции и добровольное послушание, как единственная форма пребывания внутри традиции. Принципы безсубъектности, неформальности, добровольности и подвижничества. Человек – это и есть цель, категорический отказ от взгляда на людей, как на средство и благо вместо барыша.
Итак по порядку. Интеллигенция - не субъект, не качество, профессия или статус. Это традиция, восходящая к христианскому мессианству, но не ограниченная догматом. Тихая, бережная исповедь-проповедь-беседа, не имеющая иных целей, кроме приоткрывания горизонта сущего и помощи в обретении подлинного существования. Собственного лица. Присваивание особого статуса, претензия на особое место, требование в признании такового находится в непримиримом противоречии с природой явления и воспрещено самой традицией, при этом нарушение указанного запрета совершенно губительно. Так советская социальная прослойка «интеллигенция» имела мало общего с традицией, поскольку туда относились люди со средним и неполным высшим образованием. И вообще, когда кто-то называет себя интеллигентным человеком, становится не оп себе. Только другого можно называть так, и в этом глубокий смысл, поскольку «я» – это вечно становящаяся сущность, тогда как признание уникальности другого наиважнейший модус моей свободы.
Формализм означает принуждение, схватывание, что сразу переводит коммуникацию в специальное, властное отношение. Добровольное, восторженное послушничеству авторитету в рамках формальной процедуры - это область педагогики, что не исключает истинность передачи знания от учителя к ученику, при этом, сам факт обязательности и подчиненности зачастую лишает подобную коммуникацию истинного результата. Заучил, но не осознал, тогда как первом случае, учитель столь же желанен ученику, как и ученик учителю, ибо только в таком, устремленном друг другу взаимодействии, кроме самой передачи, совершается таинство приобщения и, что более важно, обретение блага - освобождение через достигнутое понимание. ИТ скорее ученичество, нежели учительство.
Осуществляется в конкретном лабиринте (место, язык и люди-встречи) и в целом несет в себе его отпечаток, поскольку базовые категории - время и место, имеют не столько формально-логическое, сколько образно-чувственное наполнение. Например, для меня город – это Челябинск, в верхней точке которого находится небесный Танкоград, остальные, лишь проекции, декорации или аналогии.
Осуществляется в контексте обще-культурной языковой парадигмы, общепризнанных очевидностей, табу, запретов и социо-культурных нормативов, что не исключает критического отношения к их части либо способам декларирования, приобщения или принуждения. Не отрицая вакцинацию, как способа профилактики заболевания, исключает положительную оценку тотального принуждения к ней.
Любовь к истине, внутренняя гармония, неполживость и непродажность, скромность и неагрессивность. Чувство собственного достоинства. Живые и осознанные христианские добродетели. Поэтому поведение человека, включенного в традицию, несколько отлично - отношением к работе, отношением к людям, но прежде всего, ответственностью.
Подлинное существование осуществляется в свободном, пусть и мучительно добытом, принятии-признании своей судьбы как продвижения к пределу существования, в осознании ответственности за собственное бытие, в принятии своей свободы открывать сущее и в признании самобытности бытия другого. Это и есть свобода, и это сверхценность. Неразменный пятак.
Вера, как наиболее интимная сфера, которая не выговорена и не может быть выговорена до конца, поскольку составляет предмет бесконечно развивающейся рефлексии. От полнейшего, жгучего отрицания небесного отца до рефлекторного «слава богу». Изменчивое в неизменном.
Традиция рассматривает «нечто» и «ничто» в человеческом аспекте - что-то есть всегда, пусть на сей момент это что-то выглядит, осознается или чувствуется как ничто, главное, есть, присутствует. При этом душа достоверна и очевидна, а вопрос о ее существовании может рассматриваться только как умозрительная процедура. Душевный разговор или разговора по душам, это есть истинная цель всякой человеческой коммуникации.
Авторитет только и тогда является авторитетом, если по-любви. Любовь, как высшая точка доброй воли, как неисчезающие, нестираемые смысл и цель существования человека. При этом любовь имеет полностью самостоятельное, автономно-обособленное значение, не привязанное к богу или другому. Состояние души, без которого последняя обречена на прозябание, хуже, забвение, самолюбование и нарциссизм.
Что делает традицию живой и востребованной. Включенность в человеческое измерение, возможность восхождения - внутренний рост за пределами биологии, историзм, истинность коммуникации и сокровенная способность понимать бытие вообще, осознавая хрупкость своего бытия перед лицом смерти.
***
"Трамвай-тринадцатый маршрут"
Каким удовольствием, ребяты - чудесная, интеллигентнейшая, челябинская рок-группа. Драйв и ритм, напряжение и катарсис, а сколько всего вплетено - Толкин, Борхес, Равель, Битлы и Дым над водой. И да, хочется быть благородным -очень хочется, и когда Игорь рассказал историю текста, просто открыл рот, а точнее, выпала челюсть, и если мне разрешат может быть поделюсь секретом с остальными.
Как же было интересно - и музыка и посиделки в курилке. Близко, руку протяни. Соучастие и сопереживание - полный, полнейший эффект погружения. Мало того, обрел идейных единомышленников. Слава Андже давно в друзьях, а Игорь Бакин после двух минут знакомства сразу заявил, традиция.
Вот та самая, о которой твержу не первый, не второй и даже не триста пятьдесят десятый раз. Тихая, провинциальная, интеллигентная и ускользающая. Изменчивое в неизменном - то, что существует в спонтанно возникшем пространстве истинной коммуникации, и где соединяются многочисленные нити. Ручейки. Фольклор, рок-н ролл и бардовская песня.
Потрясающие стихи. Не подрифмовка, а именно стихи. Волнующие и просветляющие.
Яркое, ярчайшее впечатление - бешено аплодировали, пританцовывали на стуле и выпали на воздух счастливо усталыми.
Машина уже ждала у дверей - Рено Логан - ровно как сказала вежливая девушка-оператор.
Как концерт, - спросил бородатый водитель, - листья пели?
Пришлось срочно знакомится - Михаил Ишуков. Так, под песню "Алкоголик" и доехали.
Другие статьи в литературном дневнике: