Лимоновская правда

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Прочла последний том из трехтомника Эдуарда Лимонова, изданного еще в 1998 году издательством "Вагриус". Первых два осилила давно, и, глядя на книжную полку в библиотеке с этими книгами, подумала, что надо, пожалуй, довершить "образование".
В конце девяностых годов прошлого века - начале нынешнего интерес к Лимонову и как к писателю, и как к личности был, если не огромный, то - значительный. Человек долго жил в США и Франции, остро критиковал тамошнюю жизнь, что вызывало недоумение у бывших советских граждан, полагавших, что именно там, на Западе, люди живут так, что можно им позавидовать(и завидовали).
Такие понятия, как добро, честь, свобода мысли, справедливость казались присущими именно западному миру. И должно было пройти немало времени, чтобы это наивное представление улетучилось, и особенно теперь, на фоне событий в Украине.
Так что надо отдать должное бывшему украинскому гражданину Лимонову, который, эмигрировав, сумел рассмотреть всё ханжество и нравственное убожество западного образа жизни и воспроизвести его в своих книгах.
Без эпатажа, конечно, не обошлось, потому что, судя по всему, Лимонов и по характеру, и по поступкам - человек эпатажный.
Эпатажность эта проявляется и в том, что о сексуальных отношениях своих героев Лимонов рассказывает с помощью подзаборной лексики. Порою ею заполнены многие страницы, особенно в "Палаче".
Грешит этим и повесть(роман?) "Смерть современных героев", но все-таки она написана хорошим языком, психологична, необычна по сюжету, и понравилась мне больше других произведений Лимонова.
И уж совсем не понравилась и вызвала откровенную скуку повесть "316, Пункт "В",-некая политическая фантасмагория о событиях в США и России в 2015 году.
Обе страны в ней, кстати, подружились, чего, увы, пока не предвидется в реальности.
Ничего нового Лимонова я давно не читала, да и, откровенно, говоря, не испытываю в этом потребности. Трехтомник его вполне дал представление, как о его творческих возможностях, так и политических пристрастиях. А поскольку политика явно занимает теперь главное место в жизни Лимонова, то ему, вероятно, и некогда заниматься настоящей литературой.
В Интернете я познакомилась с названием его работ(последние вышли в 2010 году) и поняла, что мои предположения оправданы. Судя по названиям, это или политические трактаты, или описания его отношений с очередной "девочкой".
Откровенно говоря, я даже не знаю, что за партия у Лимонова, и чего она хочет. А главное, ловлю себя на том, что мне даже не хочется это знать.
Я никогда не понимала писателей, которые хотят заниматься политикой, и не просто ее заниматься, а непременно быть вождем.



Другие статьи в литературном дневнике: