Петля

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Человек искусства и литературы не должен лезть в политику, иначе он теряет сам себя, свою сущность. Это моё убеждение возникло и окрепло давно, с тех ещё пор, когда Василь Быков стал "лицом" Белорусского Народного Фронта. Его даже ввели в Сойм организации, чтобы поднять за счёт столь знаменитой фигуры свой имидж.
В сущности, никакого влияния на дела и позицию БНФ Быков не имел, зато его именем прикрывались всюду, и сумели натравить на Лукашенко, хотя тот против писателя ничего не имел, и убедить, что ему опасно оставаться в Беларуси и надо уехать из страны.
А потом продолжали использовать этот факт уже как пример преследования известного писателя "нелегитимной властью", как обычно они называют президентство Лукашенко.
Думаю, что Быков в конце концов понял, в какой ловушке он оказался, но было уже поздно что-либо изменить. Правда, в последний момент, смертельно больной, он всё-таки сумел тайно от всех доброжелателей, которые пиарились на его имени, и, кстати, и поныне продолжают это делать, выехать в Беларусь и умереть на родной земле.
Эту историю я вспомнила в связи с заявлением грузина Кикабидзе просить политическое убежище в Украине, а потом сказавшего, что он пошутил. Некогда всеми любимый советский певец во время конфликта Грузии с Южной Осетией встал на сторону Саакашвили и отказался от российского ордена. Внешне это выглядело как проявление патриотизма, но позже выяснилось, что он откликнулся на личную просьбу Саакашвили, и с тех пор оказался повязанный с ним одной верёвочкой.
И сколько злого и несправедливого Кикабидзе наговорил в последние годы на Россию, на своих российских друзей, которые в своё время помогли ему стать известным(кстати, Быков отзывался о ней столь же нелестно), всячески подчёркивая, что он вовсе не страдает по российской аудитории, у него много мест, где хотят его видеть.
Может, и есть, но такой другой аудитории, как российская - и по масштабу, и по зрительскому приёму - нет, и ему не найти.
В Украине он оказался не случайно, ведь тут окопался Саакашвили и члены его бывшего правительства, "старые друзья", так что вполне возможно, что желание остаться здесь, вовсе не было шуткой, тем более, что здесь уже заявили о готовности предоставить Кикабидзе не только политическое убежище, но и гражданство.
Вполне вероятно, что артист ещё вернётся к этой идее. Видимо, в Грузии к этому "другу" Саакашвили нет того уважения, на которое в его годы он мог бы рассчитывать.
Если бы не влез в политику и не сделал бы всё так топорно, как сделал.
По-человечески жаль и Быкова, и Кикабидзе:насмарку пустили весь свой прошлый авторитет. А что приобрели?
Не знаю, каков ныне творческий потенциал Кикабидзе, но Быков писал в последние годы совсем не на том уровне, какими были его произведения, издаваемые в советские годы. Они были вымученными и поверхностными, без того глубокого проникновения в психологию героев, которым отличались те его произведения.
Добровольно одетая на шею петля не могла не душить.



Другие статьи в литературном дневнике: