Мальчики в гробу

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Один безымянный автор опубликовал на сайте белорусской службы радио "Свобода" заметку о том, как он ходил в книжные магазины Гомеля искать книги Светланы Алексиевич. И практически не нашел, поскольку на них, как пояснили продавцы, не было заказов.
В одном из них у безымянного автора(почему он не назвал себя,- непонятно) состоялся примечательный "разговор" с тремя продавщицами. На вопрос, есть ли книги Алексиевич, одна спросила:"А что Алексиевич написал?", думая, что автор - мужчина.
Вторая подсказала:"Мальчики в гробу". Третья подправила:"Цинковые мальчики".
Провёл автор и опрос некоторых прохожих. Программист сказал, что книги Алексиевич не читал, но знает, что после получения нобелевской премии она поехала за границу и сказала, что "у нас диктатура".
Студентка-филолог:"Алексиевич? Что-то такое слышала". "И это будущий филолог!"-гневно восклицает автор. Как будто знание "творчества" Алексиевич - это знак гарантии будущего специалиста.
Эта мини-заметка лишний раз показывает, что все усилия оппозиционной прессы и "статусных" оппозиционеров - выжать из присуждения Алексиевич нобелевской премии для себя дивиденды обречены на провал. Тем более, что речь всё время идёт о её политической позиции, а не её творчестве. С этого посыла, кстати, начинается и эта заметка:автор хотел узнать, почему белорусской власти не нравится позиция Алексиевич(?!).
Белорусская оппозиция находится в глубоком кризисе. Она проигнорировала президентские выборы, надеясь, что Запад их не признает и не отменит санкции против Беларуси и её руководства. А это позволит оппозиции по-прежнему получать западные гранты.
Но Запад, хотя и признал выборы недостаточно демократичными, санкции с сегодняшнего дня отменил. Оппозиция - в лихорадочном поиске:что делать и как жить дальше?".
И вот "вдруг" вчера появляется письмо бывшей дикторши Белоруского телевидения советского времени, народной артистки БССР Зинаиды Бондаренко. Оно адресовано родителям героя небесной сотни Михаила Жизневского, первого погибшего на Майдане, и к гомельчанам, откуда родом Бондаренко.
Бондаренко благодарит родителей за воспитание такого "замечательного сына" и призывает гомельчан оказывать им всяческую помощь. И выражает уверенность, что со временем в Беларуси будут гордиться им и воспитывать молодое поколение на его примере, а не, как некогда,- Павлике Морозове.
С чего это вдруг, спустя два года, бывшая дикторша, которую оппозиция упорно записывает в общественные деятельницы(время от времени она делает "нужные" заявления, в частности, по белорусскому языку) прозрела? Очевидно, попросили прозреть. Потому что надежды на ЕС не осталось, и решено попытаться вновь разыгрывать украинскую карту.
И вновь зазвучал мотив(он и в письме Бондаренко), что Жизневский, погибнув за свободу Украины, погиб и за свободу Беларуси.
Однако подобные призывы не находят отклика в сердцах тех же гомельчан. Могилу Жизневского под Гомелем постоянно оскверняют, на памятнике ему пишут "Предател"ь, мать его обзывают бандеровкой.
Ещё два "мальчика в гробу" прибыли в разное время из Украины, где они воевали в зоне АТО, и из них оппозиция пытается делать героев.
Как трудно "статусным" расставаться со статусом, который с помощью Запада они удерживали последние десять и даже пятнадцать лет. В новые реалии нельзя вписаться даже с "героическими мертвецами", если ничего собственного в твоей душе и голове нет.
Впрочем, как и с весьма энергичным флюгером Алексиевич:она и без ветра всегда быстро поворачивалась в нужную для неё лично сторону.
Белорусская же оппозиция всегда тяжеловесна в своих разворотах. Поэтому до сих пор продолжает высматривать:с какой стороны лучше всего к той же Алексиевич пристроиться?
Ещё долго будут приноравливаться...




Другие статьи в литературном дневнике: