Восприятие мира

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Хотя я человек светский, меня интересуют религии разных народов и их духовные лидеры. Конечно, в первую очередь - по понятным причинам - христианские. И, разумеется, прежде всего - Папа Римский.
Собственно, это был и остался интерес, можно сказать, даже жгучий к Папе Иоанну Павлу второму, к тому, как юноша, мечтавший стать профессиональным актером, писавший стихи и пьесы, превратился во всемирно известного католика, главу могущественной церкви.
Как так могли перевоплотиться душа и сознание человека, измениться таким кардинальным образом? Сие есть большая загадка, и нам не дано её разгадать, но это лишь усиливает интерес к личности Папы Иоанна Павла второго.
Симпатия моя к нему многократно усилилась, когда я узнала, что юный Карел Юзеф Войтыла, будущий Папа, помогал осваивать латынь другу-еврею, и дружбу с ним сохранил и в сане Папы.
Многие ли "высокие начальники" могут похвалиться таким отношением к друзьям детства?
Нынешний Папа Франциск первый, в отличие от Папы Иоанна, сразу привлек к себе внимание. Прежде всего, своим неординарным поведением и поступками.
Скромность, скромность и еще раз скромность - так, пожалуй, можно охарактеризовать его поведение в быту, что само по себе уже непривычно для его окружения, и в не меньшей мере для его паствы - простых смертных.
Кроме того, он этих простых смертных еще и обцеловывает, и обмывает, что не может не вызывать удивления, а у кого-то и восхищения.
Но не слишком ли всё это нарочито? Такая мысль всё-таки приходит в голову. Как и другая:в чем же истинное милосердие сегодня?
Папа Франциск постоянно призывает к милосердию и пониманию, в том числе в вопросе однополой любви, которая для церкви до недавнего времени была совершенно неприемлемой. "Надо жить в реальности, времена изменились",- говорит Папа.
С одной сторон, это действительно так - времена изменились. Но, с другой, надо ли так безоговорочно признавать все происходящие изменения? Не продиктовано ли это желанием понравиться пастве, и поэтому всё следует понять и принять?
Папу Иоанна Павла второго называли консерватором, он не спешил "аннулировать" веками устоявшиеся традиции. Папа Франциск идет другим путем. Кто из них прав, пусть решают богословы и сама паства.
Мне же, светскому человеку, оба интересны тем, как в их сознании преломлялся и преломляется окружающий нас мир.
Не скрою, что Папа Иоанн мне гораздо симпатичнее.




Другие статьи в литературном дневнике: