Оппозиционный детектив

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Минувшие субботу и воскресенье я то и дело залезала в Интернет, чтобы посмотреть, что делается в моем Минске на акции по случаю Дня Воли. При этом меня постоянно будоражил вопрос, а где "глава" акции, оппозиционер Николай Статкевич, который объявил себя единственным и главным её ответственным.
Он так и не появился ни в первый, ни во второй день. И что меня удивило:никто из участников акции про него не вспоминал, не задавался вопросом, а где же он.
После завершения акций жена Статкевича Марина Адамович пошла искать его в КГБ. Но там сказали, что его у них нет.
И вот сегодня утром Статкевич неожиданно появился дома и даже встретился с журналистами. Он объявил, что его задержала милиция накануне Дня Воли, когда он прятался на конспиративной квартире, причем дверь они открыли своим ключом, и действовали очень тихо.
После задержания его отвезли в СИЗО КГБ, где он и пребывал до утра сегодняшнего дня.
На замечание одной из журналисток, бравших у Статкевича интервью, что он хорошо выглядит, тот ответил, что отсыпался эти дни.
В этой истории много неясного. Зачем было перебираться в некую конспиративную квартиру(в другом варианте - квартиру друзей), к которой у милиции(или все-таки КГБ?) есть свой ключ? И если предполагал свой арест, не лучше ли было оставаться дома?
Странно вела себя и его жена. Она намеками говорила, что он отлучился, но должен дать о себе знать. И шум не поднимала довольно долго, при этом объявила, что у них в доме отключили связь.
Молчали и соратники Статкевича по так называемому "демократическому Конгрессу", созданному при участии нескольких десятков человек в парке Янки Купалы.
Любопытно и то, что второй "конгрессист"- Некляев, который тоже должен был присутствовать на акции 25 марта, и был задержан в Бресте по возвращении из Польши, выступил с требованием к КГБ освободить Статкевича, хотя никто не знал до сегодняшнего утра, где Статкевич.
Сам Статкевич объясняет свое задержание КГБ(там, кстати, отрицают, что он у них был) стремлением дискредитировать его в глазах оппозиции. И попросил прощения у всех за то, что не мог присутствовать на акции 25 марта.
При этом предложил использовать для акций протеста 1 Мая и 9 мая. Если первая дата вполне подходит для подобной акции, то вторая совершенно нет. Кто же станет протестовать в святой праздник - День Победы?
Что же произошло со Статкевичем на самом деле? Будет ли иметь продолжение его история?
Лично я жду, что скажет по этому поводу Зенон Пазняк. Он давно окрестил Статкевича "попом Гапоном", не раз говорил о том, что тот устраивает провокации, и накануне 25 марта снова предупреждал людей, чтобы не шли за ним.
Но на этот раз Статкевич сам не пришел на акцию.
Интересно, чем закончится этот "детектив"?



Другие статьи в литературном дневнике: