Нобелевское резюме

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Нобелевский комитет разъярен:лауреат по литературе прошлого года, музыкант Боб Дилан до сих пор не приехал в Стокгольм и не прочел положенную по уставу комитета лекцию.
Ему установили срок, до которого он должен её прочесть, в противном случае ему не выплатят положенную премию.
Отношения комитета с Диланом не задались с самого начала. Он долго не откликался на звонки из Стокгольма после объявления его лауреатом, потом не приехал на торжественную церемонию, хотя лекцию как будто обещал прочесть, но позже. А теперь не едет и не отвечает на звонки. Да что же это такое?!
А вот "такое". Вероятно, комитет впервые столкнулся с тем, что за присуждение премии перед ним не падают ниц и не воздают ему хвалу.
Сам Дилан свое поведение никак не объясняет, но оно уже само по себе нанесло урон репутации комитета, и без того основательно подмоченной своими странными приоритетами при избрании лауреатов.
Боб Дилан - известный музыкант, но премию ему дали по литературе, поскольку он пишет стихи для песен, а также написал автобиографическую книгу. Формулировка комитета в выборе кандидатуры Билана звучит так:"За создание нового поэтического выражения в рамках великой американской музыкальной традиции".
Абсурдная велеречивость и страсть к порою нелепым обобщениям, вообще характерна для членов комитета по литературе. В интернете можно прочесть подборку, подготовленную с помощью книжного сервиса "READRATE", которая, можно сказать, даже ошеломляет. Например, Бернард Шоу, автор "Пигмалиона", стал нобелевским лауреатом 1925 года - "За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой".
Черчилль стал лауреатом 1953 года за автобиографическую книгу, написанную историком, официальным биографом политика Мартином Гилбертом. Тем не менее, лауреатом стал Черчилль "за высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие цели".
Премии в 1961, 1983, 1996 годах были присуждены Иво Андричу("Мост на Дрине";"за силу эпического дарования, позволившего во всей полноте раскрыть человеческие судьбы и проблемы, связанные с историей его страны""), Уильяму Голдингу(за сказку "Повелитель мух";"за романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постичь условия существования человека в современном мире"), Виславе Шимборской(книга "Избранные стихи"; "за поэзию, которая с предельной точностью описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности").
Вспоминается и присуждение в 2015 году премии Алексиевич(книга "Время секонд хэнд") - "За полифанические тексты, памятник страданию и мужеству нашего времени".
Как жаль, что мир не знает этих "судей" из комитета, тщательно скрывающих свои лица и имена, втайне плодящих свои нелепицы.
А было бы неплохо выставить их на всеобщее обозрение, смотришь, и Дилан бы явился с лекцией. Интересно же было бы на них посмотреть, а также убедиться в том, есть у них чувство времени и стиля, или уже пропало окончательно.
А, может, этого чувства у них никогда и не было, иначе чем еще можно объяснить столь нелепые и напыщенные "резюме"?



Другие статьи в литературном дневнике: