Признаться, я и не знала, что у этой литературы, авторы которой претендовали на знание истории, в годы горбачевской перестройки даже появился свой жанр - фольк -хистори(типа "народной" истории). Так много было закрытых страниц в истории Российской империи - СССР, что с обретением уже минимальной свободы масса пишущих бросилась их открывать.
Но архивы еще были недоступны, вот и заполняли факты своими предположениями, намеками, "ощущениями", а книги шли как горячие пирожки:голодному они с любой начинкой были в радость.
Многие книги потом не раз переиздавались. Интересно, какое впечатление они производят сегодня?
Вот книга Эдварда Радзинского "Три смерти", изданная в 2007 году. Писатель он на редкость плодовитый, и "настругал" уже множество томов по разным периодам не только российско-советской, но и зарубежной истории.
Название "Три смерти" больше подходит для уголовного расследования прокуратуры или МВД, а не для художественно-документального повествования. Но, думаешь, может быть, эти три разные работы - о Распутине, Николае втором и Сталине - автор как-то связал одной исторической нитью?
Ничуть не бывало. Каждая живет сама по себе. И если Распутин и Николай второй все-таки связаны, то Сталин абсолютно - "пришей кобыле хвост", как ни вульгарно звучит это определение.
Ну начал хотя бы жизнеописание Сталина с конца, с его смерти, а потом развернул бы панораму его жизни, чтобы книга выглядела цельной в своем замысле. Ан нет, и это лень было сделать. Начал с поездки Сталина на Постдамскую конференцию.
И что больше всего претит в повествовании о Сталине? "Геройство" автора, который иначе как Хозяином его не называет, и позволяет себе по отношению к своему герою фамильярно-грубый тон.
А как бросается в глаза перестроечная идеология того времени:оказывается, упорно внушает Радзинский, это не Запад после войны назвал СССР своим врагом и противником(историк Ралзинский уж должен был знать факты западного "дружелюбия"), а, оказывается, Сталин делал все, чтобы Запад стал врагом СССР, потому что Сталин хотел новой мировой войны.
Ну а каковы первые две повести - о Распутине и гибели царской семьи? Ничего нового и здесь не узнаешь, но чтобы придать повествованию некую оригинальность, подпустил "перчику":в "Смерти Распутине" дает намек на то, что между Феликсом Юсуповым и Старцем могли возникнуть "особые отношения", поэтому Распутин был так расслаблен и не подозревал о нападении на себя, а в "Смерти Николая II" приписал царю вступление в сговор с теми, кто пытался их освободить, хотя и понимал, что это уловка чекистов. Но сознательно пошел на нее, надеясь своей смертью спасти семью.
Вспоминать о книгах фольк-хистори не имело бы смысла, если бы они сгинули в небытие вместе с перестройкой. Но, увы, и сегодня они цветут пышным цветом, и сколько их появилось особенно сейчас, в год столетия революции, не только написанные пером, но и рассказанные с экранов всяких "просветительных" телеканалов.
И, заметьте, все о том же - Распутине, Николае втором и ...Сталине.
Случайность? Пожалуй, нет. Ибо здесь можно взбить особо пышную пену мути, в которой и сами барахтаются, и других в нее затягивают.