Тяжелое прощание

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Интеллигентного вида русскоязычная бабушка с внуком пришла в библиотеку, чтобы узнать, не примут ли у нее книги из ее частной библиотеки. Заведующая спросила, есть ли кто-нибудь из посетителей, говорящих по-русски. Так что разговор пришлось вести мне.
Поначалу я думала, что она хочет записаться в библиотеку, и стала объяснять правила записи.
Но, оказалось, её интересует совсем другое. Смущаясь, она сказала, что хотела бы отдать свою библиотеку в эту городскую. "У меня много хороших книг, молодое поколение уже не читает по-русски, а выбросить их - рука не поднимается".
Я её прекрасно понимаю, и каждый раз радуюсь тому, что свою библиотеку оставила в Минске и не повезла с собой.
Расставаться тем, для которых книги - не просто "предмет" для чтения, а неотъемлемая часть бытия, очень трудно:как будто отрываешь от себя часть себя самого.
Но лучше сразу было оставить эту часть тем, для кого она тоже становилась частью себя, чем потом попасть в такое положение, как эта бабушка.
И если бы она была одна! Многие репатрианты из СССР-СНГ привезли с собой библиотеки, не желая расставаться со своим духовным прошлым. А потом с грустью и тяжелым сердцем поняли, что сохранить это духовное прошлое можно и нужно, но в самом себе, а в израильскую действительность их библиотеки не вписываются.
Да и у самих перестали доходить до ввезенных книг руки - из-за новых забот и вживания в новую действительность.
Кто-то догадался вовремя предложить свои библиотеки в городские, где они есть, и там их охотно принимали, пока формировались русские" отделы и было много русскоязычных читателей.
Но старики уходят, читателей становятся меньше, а главное, если не всё, то почти всё, можно найти и прочесть в интернете.
И теперь, в частности, в нашей библиотеке "русские2 книги не только не принимают, но даже - время от времени - списывают.
Единственная русскоязычная библиотекарь даже злится, когда кто-то из "русских" приносит книги и оставляет их в предбаннике, хотя их нередко разбирают русскоязычные посетители.
Об этом я и рассказала моей собеседнице, посоветовав, когда и как принести свои книги, и где лучше их оставить.
Печальный разговор, но он как-то даже успокоил её.
А что остается делать в такой ситуации?











Другие статьи в литературном дневнике: