Звериный лик

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Бывают ли цивилизации гуманными? Или, вернее,- могут ли быть таковыми вообще? Скорее всего, нет. Цивилизация состоит из стольких составных частей, чаще всего - противоположных, что сплавить их в нечто единое целое, если и удается, то на короткое - по историческим меркам - время.
Поэтому и все империи, рано или поздно, распадаются, какими бы могучими они не были в какой-то период своего развития. А поскольку каждая составная часть живет и хочет жить, прежде всего, своими интересами, то гуманизм здесь "не ночует" и не будет "ночевать".
И не надо рассказывать сказки, что кто-то чем-то серьезно обеспокоен, когда дело касается других.
Вот в центре Европы, в Беларуси, на глазах у всех возникла и укрепилась фашистская диктатура. Недавно Лука издал новые законы, которые позволяют силовикам применять против граждан боевое оружие и не нести ответственности ни за что.
Убивай, насилуй, грабь - ничто тебе за это, верный страж Луки, не будет. А захочешь внешность изменить,- пожалуйста, государство тебе оплатит все операции.
И кто-то в Европе и США схватился за голову от этого? Нет, никто не потребовал создать оперативный трибунал над диктатором, а тот, безнаказанный, продолжает мстить своему народу за то, что разлюбил его.
Цивилизация все время показывает свой звериный, жестокий лик, и чем больше всякие "гуманисты" делают "демократических" заявлений, тем отчетливее видна их беспомощность.
А по сути - равнодушие. Наверно, еще и потому, что этот зверь живет в каждом человеке, только не у всех он вылазит наружу, а при определенных обстоятельствах.
Пример Луки - тому подтверждение.
Так что, пожалуй, не стоит сетовать на гибель предыдущих цивилизаций. Гуманизмом там и не пахло. Одна Римская империя по своей жестокости чего стоит, а ее и ныне всё продолжают восхвалять. Потому что жизнь человеческая по сути никогда не была ценностью, а в нем самом, повторюсь, всегда жил зверь, который пробуждался в нужные момент.









Другие статьи в литературном дневнике: