Защита прав потребителей

Алишер Таксанов: литературный дневник

4.08.2003. Из 321 предприятий торговли, бытового обслуживания и коммунального хозяйства, проверенных Государственным комитетом по демонополизации и развитию конкуренции Республики Узбекистан за шесть месяцев 2003 года, у 87,5% были выявлены нарушения закона по защите прав потребителей. Общая сумма выявленных различного рода нарушений составила 474,8 млн. сумов. Об этом сообщил начальник управления надзора за соблюдением законодательства по защите прав потребителей и о рекламе Давранбек Миртаджиев.


В результате работы Комитета, были возмещены убытки потребителям в размере 63,9 млн. сумов, а за нарушения требований законов о защите прав потребителей к 452 хозяйствующим субъектам наложен штраф в сумме 401,2 млн. сумов.
- В том числе за несоблюдение требований Закона Республики Узбекистан «О рекламе» по отношению к 72 хозяйствующим субъектам применены штрафные санкции на сумму 29,4 млн. сумов. За недостоверную рекламу 13 предприятий и частных предпринимателей заплатили штраф на сумму 15,6 млн. сумов. По нарушениям порядка ценообразования и применения цен (тарифов) на товары и услуги было наложено штрафов на 7,4 млн. сумов. Следует сказать, что к 88 должностным лицам предприятий, где установлены нарушения, были наложены штрафы согласно Кодексу об административной ответственности на 2,1 млн. сумов.


В ходе проверок и мониторингов в 103 предприятиях торговли были выявлены просроченная продукция и товары без указания сроков годности на общую сумму 6,7 млн. сумов. Из примененных штрафных санкций за грубые нарушения законодательства по защите прав потребителей более 159 млн. сумов поступят в Фонд поддержки развития общественного движения защиты прав потребителей Узбекистана.


- Давранбек Турсунович, как часто Комитетом и его территориальными управлениями приходится разбирать жалобы и заявления граждан по поводу нарушения их потребительских прав.
- Приведу статистику: за первое полугодие 2003 года поступило 405 жалоб от потребителей, из которых 360 решены в их пользу, 45 находятся на рассмотрении. По рассмотренным письмам и жалобам направлено 138 предписаний и возмещен ущерб потребителям на сумму 101,7 млн. сумов. Кроме того, зарегистрированы 322 жалоб по телефону доверия, 147 из которых решены в пользу потребителя и по 175 проведены разъяснительные работы.
Хочу отметить, что 43 жалобы было направлено в соответствующие органы для рассмотрения в установленном порядке, в том числе 2 материала в суд, семь – в прокуратуру, 28 – в иные инстанции. По переданным материалам в пользу потребителей возмещено 81,8 млн. сумов.


- Можете ли вы систематизировать поступающие заявления от граждан о нарушенных потребительских правах по регионам и отраслям?
- Анализ рассмотренных жалоб показывает, что 45,9% из них приходится на коммунальные услуги, 29,8% - на торговлю и общественное питание, 24,3% - на другие сферы обслуживания.
41% поступающих жалоб по ущемлению прав в сфере коммунальных услуг приходится на Ташкент, по 15% - на Ферганскую и Ташкентскую области. От общего количества заявлений претензий на сферу торговли и общепита 21,8% приходится на Навоийскую область. Добавлю, что рассмотрение жалоб со стороны антимонопольных органов осуществляется в оперативном порядке. Так, из удовлетворенных 340 жалоб 169 были рассмотрены в течение десяти дней.


- Можете ли вы привести конкретные дела по защите прав потребителей, которые разрешались Комитетом и его территориальными подразделениями?
- Например, Кашкадарьинским территориальным управлением рассмотрена коллективная жалоба потребителей по поводу отсутствия горячей воды, но за которую все равно взималась плата. В ходе изучения жалобы было установлено наличие такого факта, и областному управлению «Иссик манбаи» выдано предписание о необходимости перерасчета с потребителями, сумма которой превысила 11,7 млн. сумов. Похожая ситуация была выявлена в Сурхандарьинской области, где потребителям был осуществлен перерасчет за неиспользованный газ в размере 359,4 тыс. сумов.
Кроме того, жалобы поступали и по нарушениям прав потребителей торгующими организациями. Так, гражданин, проживающий в Андижанской области, обратился в наше территориальное управление по поводу отказа торговым предприятием принять обратно купленный некачественный видеомагнитофон марки «Daewoo». В ходе вмешательства сотрудников управления предприятие выплатила потребителю стоимость покупки в размере 110,0 тыс. сумов.


- Давранбек Турсунович, какие нарушения прав потребителей наиболее чаще всего встречаются в практике вашего Комитета?
- Прежде всего, статья 5 Закона «О защите прав потребителей» – отсутствие информации об изготовителе (исполнителе, продавце), в частности, нами зафиксировано 212 таких случая. Далее, статья 6 – отсутствие информации о товаре (работе, услуг) – 275 случая; статья 8 – измерительные приборы не прошли проверку в органах стандарта – 30 случаев; статья 9 – нарушение правил продажи отдельных видов товаров – 58 случаев; статья 10 – продажа товаров без выдачи кассового и товарного чека или не выдачи потребителю документов, подтверждающих о получении платы за оказанные услуги, в том числе транспортные – 277 случая. В 103 случаях это были нарушения статьи 11 – прием для реализации и реализация товаров без указанных сроков годности или с истекшим сроком годности или без гарантийных обязательств, в 17 случаях – статьи 19 – несоблюдение условий договора. Еще зафиксировано 57 случаев нарушения прав потребителей по другим статьям.


Так, в ходе проведения проверок территориальным управлением Навоийской области в центральной аптеке Зерафшана было установлено завышение торговых надбавок на 2,2 млн. сумов. В связи с этим было принято решение об изъятии средств в фонд ценового регулирования, применив 100% штрафные санкции. Завышение предельных наценок на медикаменты было установлено в Бухарской области. В результате проверки частной аптеки «Амон-бобо-Д» выявлено завышение наценок на шприцы на общую сумму 41,9 тыс. сумов. Было внесено решение об изъятии средств на 83,9 тыс. сумов с применением штрафа в бюджет.


- Проводится ли Комитетом работа среди населения по повышению правовой культуры потребителей?
- Безусловно, в этом направлении проводится работа. В частности, систематически проводится передача «Потребитель» на республиканских и областных телевидениях и радио, в которых освещается деятельность государственных и общественных структур, причастных к обеспечению защиты прав потребителей. В Сурхандарьинской, Самаркандской и Хорезмской областях нашими территориальными органами созданы специальные периодические издания.
Кроме того, Комитетом при содействии обществ защиты прав потребителей была проведена работа среди 5,7 тыс. хозяйствующих субъектов, занимающиеся предпринимательством. Министерствами высшего специального и народного образования Узбекистана разработаны проекты учебных программ по изучению законодательства в данной сфере для высших и средних учебных заведений, которые начнут реализовываться с 2003-2004 учебного года.
В свою очередь, разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О защите прав потребителей», который подготовлен для представления в парламент.



Другие статьи в литературном дневнике: