Хорошо в селе родном...

Алишер Таксанов: литературный дневник

"УзА": "Одной из особенностей разработанной главой нашего государства «узбекской модели» развития является уделяемое приоритетное внимание последовательному социально-экономическому развитию наших сел. Ведь, как отмечает Президент страны, наши истоки, прежде всего, незримыми корнями обращены к сельской земле. Великое и священное понятие Родины прежде всего связано с селом. Именно поэтому без развития наших сел невозможно обеспечение развития страны, благосостояния народа, достатка в наших домах.
Во времена прежнего строя эта важная истина не принималась во внимание, вопросы социально-экономического развития сел, улучшения жизни их жителей рассматривались поверхностно. Естественно, в таких условиях сельское население практически не имело возможностей по повышению уровня своей жизни, развитию сферы обслуживания, благоустройству сел. Таким образом, возник огромный разрыв между селом и городом по уровню социально-экономического развития". http://uza.uz/ru/society/23162/


Любой материал должен основываться на фактах и аргументироваться какими-то индикаторами, чтобы читатель мог убедиться в справедливости сказанного. В советское время деревня, действительно, отставала от развития города, но это было предопределено процессами урбанизации и индустриализации крупных поселковых образований, и все ресурсы направлялись на поддержание инфраструктуры. Например, если строился завод, то необходимы были рабочие руки, специалисты, а сколько их на селе? Можно ли было построить авиазавод или текстильную фабрику в горном кишлаке? Конечно, нет, поэтому и инфраструктура на тот момент не обеспечивалась должным образом сельских жителей. Однако, это не означает, что о селах и деревнях забывали власти. Отнюдь. Смотрите на статистику 1990 года: наличие газифицированных квартир в городах - 1699,4 тыс., в кишлаках - 1591,2 тыс., одиночная протяженность уличных газовых сетей в городах - 12,9 тыс. км, в селах - 10,0 тыс. (разница небольшая). Численность сельских поселков, имеющих водопровод, возросло за 1980-90 гг. - с 87 до 2825, канализации - с 7 до 132. Городской жилищный фонд в 1990 году составлял 105,1 млн. кв. м, а сельский - 145,3 млн. кв. м. При этом число библиотек в 1990 году в городе - 1555, в селе - 6193, число школ в городе - 1705, в селе - 6628, дошкольных учреждений, соответственно, 3300 и 6359, клубных учреждений - 951 и 3627, киноустановок - 1468 и 4701. И если сейчас все этого нет, то благодарите Ислама Абдуганиевича - он помог все это разворовать и разрушить!
Таким образом, в деревню в период социализма также вкладывались значительные средства. Да, был дефицит многих строительных материалов, сложности с обеспечением инженерных коммуникаций и т.д., но все это решалось на основе имеющихся возможностей. С неба не падали нам цемент, кирпичи, шифер, доски, все это нужно было или самим производить, или импортировать, а все это зависело от того, как мы работаем, используем средства производства. Нечего винить кого-то в недостатках, если сам ленишься и не выполняешь свою работу. Вот так по цепочке и происходил развал экономической кооперации и нарушались технологические связи. Мы не поставили кому-то что-то, а те не поставили что-то необходимое нам. И как партия и советские органы управления не пытались наладить эффективное сотрудничество между регионами, предприятиями, отраслями, всегда все упиралось в нашу лень и безалаберность.
Но думаю, что и при Каримове новой эпохи ситуация изменилась не столь кардинально. Может, еще хуже стало, раз из деревни бегут люди в города в поисках работы. В деревнях нет ни газа, ни электричества, перебои со снабжением нужных ресурсов, и поэтому разрыв между городом и деревней стал еще большим, чем при коммунистах...



Другие статьи в литературном дневнике: