Были ли мы Империей зла?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Нынешнее поколение швейцарцев ничего не знают об СССР. Их ставит в тупик аббревиатура USSR, а мне трудно пояснить, почему документы написаны у меня по-русски, а сам я из Узбекистана, почему различные гербы на моем дипломе и т.д. Для старшего поколения моя исчезнувшая с карты мира страна считалась "Империей зла" - такое наименование дали американцы после успеха фантастического фильма "Звездные войны". То есть с легкой руки кинопродюсеров Советский Союз стал ассоциироваться с нечто плохим. Это было в годы президентства Рональда Рейгана.
А я тогда был школьником и студентом. Ощущал ли я, что живу в "Империи зла"? Странно, но ничего злого в моей жизни не было. Я мечтал, любил, дружил, никому зла не делал. Не хотел войны с США или с какой-нибудь другой страной. Да, поддерживал тогда политику сдерживания через вооружение - но разве не американцы, которые сами черт знает как и чем вооружались и размещали везде военные базы, вынудили пойти на этот тяжелый шаг? Да, непонятная была ситуация с Афганистаном, хотя и у американцев были перекосы во Вьетнаме, Гренаде, Корее, Великобритания воевала с Аргентиной, Индия с Пакистаном, да кто тогда не воевал - сражения происходили на всех континентах! Так во всем виноваты были мы, советские люди?
Я ходил в поход, собирал хлопок, выпускал стенгазеты, делал практику, защищал диплом - и тоже не жил в стране зла. Приглашали на разные предприятия после окончания вуза. Была работа в нархозе. Попал я в период "перестройки" - эпоха короткая, но мгновенно изменившая нашу жизнь и вообще мир. Мы увидели, как живется за периметрами нашей границы, почувствовали вкус капитализма, но сохранить страну не смогли. "Империя зла" распалась... на 15 маленьких "государств зла". Потому что нигде порядка так и не получили. Даже с относительно благополучной Прибалтики уезжают люди, и я их часто вижу в Швейцарии. Моя республика отказалась от прошлого, но будущего дать не смогла, а вот настоящее - оно хуже, чем в годы "Империи зла", причем во много раз хуже. Я жил свободно при Советской власти, чем при узбекской модели развития по 5 принципам. Да, были экономические трудности, дефицит и т.д., но сейчас разве изобилие в Узбекистане? Разве мы стали свободнее? Почти 3 млн. узбекистанцев маются на чужбине, чтобы прокормить оставшиеся дома семьи - это результат политики "Великое будущее"? Нужно ли нам такое будущее?
История - это не только осмысление прошлого. Это дорога в будущее. Нет, наверное, смысла возвращаться в социализм - это пройденный нами этап развития. Что впереди - новый строй, новый режим, новая формация - я не знаю. Этого никто не знает. Но я не хочу, чтобы СССР пугали подрастающее поколение, типа, мы были частью "Империи зла", потому что я был свидетелем той жизни и знаю, что и как. Меня не обманешь. Но и сказки рассказывать не стоит. Нужна объективность. И лишь на объективности мы поймем, кто мы и что нам делать, и лишь тогда вырулим на верную дорогу. Главное, не обманывать себя!



Другие статьи в литературном дневнике: