О Ходже Насреддине и Леониде Соловьеве

Алишер Таксанов: литературный дневник

Ходжа Насреддин - литературный образ человека, который путем интеллекта и острого языка в средние века боролся с несправедливостью и тиранией на Востоке. На его образ и историчность претендуют такие страны как Турция, Иран, Грузия, Таджикистан, Афганистан, даже Сирия и Индия, и, конечно, Узбекистан.
Узбекскую "прописку" оформил великий русский писатель Леонид Соловьев, который родился в Ливии, прожил в Бухаре и умер в России. Был репрессирован сталинским режимом, однако его книга "Повесть о Ходже Насреддине" публиковали множество раз огромными тиражами и даже по нему снимали фильмы, ставили спектакли.
В Бухаре стоит памятник Ходже Насреддину, но этот памятник - копия литературного героя именно Л.Соловьева. Писатель не только свободно владел арабским и узбекским языками, но и создал целый пласт культуры, связанный с Ходжой Насреддином в искусстве - фильмы, картины, музыка, видео, книги-продолжения, анекдоты. Таким образом, русский человек продвигал узбекскую культуру и обычаи в среду других стран, в частности, СССР и дальнего зарубежья. Моя знакомая Юлия в 2000 году приехала в Узбекистан из Тольятти именно под впечатлением книги о Ходже Насреддине Афанди, хотела посмотреть Бухару и Самарканд. Книга сподвигла ее на путешествие именно к нам, а не в Турцию или Индию.
Лидер партии "Миллий тикланиш" Алишер Кодиров, будучи филологом, несомненно, читал книгу Л.Соловьева и понимает, что этот человек открыл Узбекистан миру через героя Ходжу Насреддина. Вот бы где проявить энергии Кодирову, пробить через парламент документ о увековечивании Леонида Соловьева, награждении его орденом, установлении памятника, проведении международной конференции в его честь...
Ан-нет, не хочет этого помнить главный нацик. Ему бы защищать автомонополистов да геев выгонять из страны.


На фото: скромная могила Леонида Соловьева;
Я в Бухаре у памятника Ходже Насреддину в 2004 году.



Другие статьи в литературном дневнике: