Когда стыдно молчать

Алишер Таксанов: литературный дневник

Член Академии наук Узбекистана, ученый-биофизик Бекджан Ташмухаммедов: «...имеется отдельная когорта людей, которая вместо того, чтобы объяснить реальную ситуацию, просто зарабатывает себе дешевые очки. Критиковать всегда намного легче, чем пытаться решить проблему. В итоге, вместо поддержки правильных, но болезненных реформ, формируется негативный информационный фон. Свобода слова не означает вседозволенность, ведь это еще и большая ответственность».


Не хотелось бы спорить с почтенным и уважаемым академиком, однако и он мыслит какими-то стереотипами: есть мы — и есть враги, это белое, а это черное! И это вынудило меня высказаться...
«Отдельная когорта людей» - это, несомненно, независимые журналисты, свободные аналитики, блогеры, которые нашли самое свободное место для дискуссий и обсуждения насущных проблем — Интернет. В условиях цензуры и ограниченности тиражей/спроса, узбекские официальные СМИ не пользовались интересом и источником реальной информации. Люди слушали базар, «Озодлик» и «Фэйсбук». Именно там, в недоступных для Каримова и его соглядатаев, люди свободно выражали свои мнения о власти, о политике, о личности и т.д.
Конечно, по своей сути все они были «смутьянами», так как не собирались мирится с установленным режимом порядка вещей. Нам необъяснить повышение цен на продукты питания и ЖК как необходимая жертва для поддержания «мирного неба». Нам непонятно, как выборы Ислама Каримова в очередной раз и в нарушение Конституции может быть реакцией народа, что он, народ, не хуже других, не сломит колени и не уступит никому места. Не нравилось людям, что их называют «дангаса», потому что в рамках созданной тираном «узбекской модели» для них нет места в Великое будущее. И не будешь сыт идеологией национальной независимости, если недоступны картошка, мясо, хлеб.
Б.Ташмухамедов считает, что мы должны поддерживать реформы? А с какой стати? Многие из нас не дураки — ученые в сфере экономики, политологии, истории, социологии, нам лапшу не повесишь, что экономический подъем возможен, если каждая семья начнет выращивать кур и продавать яйца на базар. У нас есть мнение, что альтернатива АЭС — это солнечные станции. Мы не видим силу и уважение Экологической партии лишь на простом основании, что она никак не противодействовала и сейчас ничего не делает, чтобы остановить хищническую вырубку зеленых насаждений. А присоединение Узбекистана в интеграционное объединение бывших постсоветских республик — Евроазиатское экономическое сообщество — требует референдума, а не волюнтаристского решения кого-то во власти.
Любая реформа должна проходить публичное обсуждение, и не обязательно в рамках парламента. Обычные граждане — волеизъявители, - тоже хотят, чтобы их голоса были услышаны, их мнение учтено. А была ли где-то общественная дискусстя, что за модель мы теперь строим, куда идем, какие цели и что добъемся. Слова президенета — это его видение развития страны, но у граждан могут быть иные позиции, к ним кто прислушивается? Хокимы? Министры? Депутаты?
Или академик считает, что мы должны опять «одабрямс» - принимать так, как сказала партия? Но мы это уже проходили — стоит ли возвращаться?
Корожет слух ваша фраза: «зарабатывать дешевые очки» - это уже явно пахнет прошлым, может хватит, а? Никто же не говорит, уважаемый академик, что данным интервью вы зарабатываете дешевые очки. Вы выразили свою точку зрения, мы к ней прислушались. Точно также функционирует система политического плюрализма. Оценивать позицию другого — что он «дешевле» и он «зарабатывает очки» - это фактически опускать себя ниже этого человека, потому что такой аргумент ваш слабый. Если люди говорят, что в Самарканде убивали животных, в РУВД снимали женщин на порно, в Ташкенте менты отжимали квартиры у граждан, то это не «дешевые очки», а это выражение тревоги, что в стране не все хорошо, надо бить в колокол. Кивать и говорить «хоп майли», «бажарамиз» - это осталось в прошлом, люди имеют право на свою активную гражданскую позицию.
И еще: критика — это первый шаг к понимаю того, где мы и что нам следует делать. Критика сама по себе не несет потенциал агрессивности и неприятия чего-то. Это нормальная реакция на реальность жизни. Люди имеют право быть недовольными, все же мы не психи и наша страна - не психушка. Из критики потом вырастает конструктивизм, решения, шаги.
Фраза «вместо поддержки правильных, но болезненных реформ» вызывает некоторое недоумение. Это вы считаете, что реформы правильные, а я, к примеру, имею другую версию событий. Я считаю, что реформы идут не в том направлении, это не рыночные и не демократические преобразования, а переформатирование прошлой системы с попыткой придать некий либеральный окрас. Шавкат Мирзияев не Ислам Каримов, пока не он, но ведь и Каримов когда-то казался нам справедливым и мудрым человеком. А чем все обернулось? 27 годами тирании и диктатуры латиноамериканского или африканского образца. Есдинственное, президент не жрал людей как император Бокасса из Центрально-Африканской Республики. А так репрессивная машина работала на 250%.
Ваши регалии и опыт работы в Узбекистане и в других странах мной воспринимается как должное — с почтением и уважением, ваш статус ученого не опровергается. Но когда вы начинаете говорить о том, где необходимы фундаментальные знания — в экономике и политологии, истории и социологии, - то мне трудно сдержать свою ухмылку. Интервью интернет-ресурсу «Кун.Уз» больше похоже на то, что мы раньше слышали из уст прокаримовских придворных лакеев-специалистов таких как Ширин Акинер, Фредерик Старр, Леонид Леветин и прочая шушера, которые прославляли президента Каримова и его политику, не обращая внимания, что страна скатывается к коллапсу. Вы чуть ли не повторяете слово в слово, просто вставляете другие имя — уже действующего главы государства.
Я как-то читал в 1993 году, что Ислам Каримов назначил вас, оппозиционера, на должность председателя ВАК, и это, мол, свидетельствовало, что президент опирается на здоровые силы, он протягивает руку сотрудничества диссидентам и оппозиции. Но в итоге это было взяткой. Вас купили. Потому что вы исчезли из политического пространства. На ваших глазах сажали людей, отнимали бизнес, стреляли в андижанцев, крали из бюджета, но вы молчали. Я не слышал, чтобы вы заступались за лидера "Солнечной Коалиции" Санджара Умарова, сына академика Умарова, которого вы, наверняка, хорошо знали. Вы сделали вид, что не читали Усмана Хакназарова и не написали ничего в защиту журналиста Бобомурода Абдуллаева. Вас не было на суде, когда сфабрикованное дело СНБ против ученого-востоковеда Андрея Кубатина, превратилось в реальный срок тюремного заключения.
Может, совести уже не осталось? Или вам была приятнее позиции стороннего наблюдателя?
Вы знали, что Гульнара Каримова не училась в магистратуре Института экономики, поскольку в этом академическом учреждении не было никогда магистратуры. Вы приняли как должное ее липовый диплом, как и подписали решение ВАК о присуждении звания профессора УМЭД старшей дочери президента, хотя она не заслужила его никаким боком. Ваше молчание - это ваша плата диктатору.
А теперь всплыли изнебытья… Продули цистерны — и как субмарина качаетесь теперь на волнах информационного плюрализма. Мол, смотрите, я все еще та грозная машина, с ракетами и торпедами, прислушайтесь к моему звуку...
Этим самым вы встали в один ряд с сенатором Садыком Сафаевым, у которого совесть тоже 20 лет находилась в состоянии комы. Теперь она вышла, и сенатор дико озирается и кричит: не было в стране концепции развития! Мы думаем три года о вхождении о ЕАЭС! То есть типичный приспособленец, политик-перевертыш. Ваша позиция такая же, господин Ташмухаммедов!
И тем, кто все эти годы боролся с режимом палача и вора, вы небрежно говорите: «Свобода слова не означает вседозволенность, ведь это еще и большая ответственность».
Мы знаем нашу ответственность. Поэтому и боремся за то, чтобы было стыдно молчать и не уходить на долгие годы на дно.



Другие статьи в литературном дневнике: