Узбекские руки Понтия Пилата

Алишер Таксанов: литературный дневник

«В отчетный период осуществлен обмен свыше 20 визитами на высшем уровне, проведены встречи с руководителями более чем 60 государств и международных структур. Подписаны свыше 200 международных договоров, а также контракты и соглашения на сумму около 60 млрд. долларов». – так описано в Отчете о деятельности МИД Узбекистана за 2017 год. (См.: https://mfa.uz/ru/about/activity/13444)


У меня аж глаза на лоб полезли, когда узрел эти цифры. Абдулазиз Камилов, получается, волшебник экономического профиля. Ведь, по данным Всемирного банка, валовой внутренний продукт Узбекистана в 2016 году составил $70,8 млрд. Получается так, что внешнеполитическое ведомство, которое специализируется вообще-то на несколько ином поприще, между тем, сумело обеспечить 84,7% ВВП страны – ни одно министерство, корпорация, учреждение не сумело добится таких результатов. Зачем нам они нам нужны, скажете вы, если МИД будет так стараться и ежегодно приносить капиталы, инвестиции и товарооборот на такой объем. Разогнать всех в шею, дать пинка – и оставить только одно государственное учреждение, руководимое Хафизычем.


Казалось бы, Шавкат Мирзияев срочно должен сделать этого человека премьер-министром, ибо дай ему побольше власти и полномочий, он, при своих таких дарованиях и талантах, бы принес в республику еще $120 млрд., а то и больше.
Можно измываться долго над такими показателями, однако не все просто. МИД имеет косвенное или вообще никакое отношение к этим объемам. Ни в одном торгово-экономическом соглашении между государствами, в договорах между субъектами предпринимательства разных стран не стоит подпись министра иностранных дел, там нет такой позиции как «ответственность МИД за невыполнение договора», включая выплату штрафов, пенни, неустойки и т.д. То есть МИД не несет никакой ответственности, если контракты не реализуются или будут реализованы не в полной мере, поскольку оно не является одним из участников. Единственное, в чем есть активность дипломатов, так они визируют/парафируют проекты договоров, но там всего лишь они дают оценку соответствия национальному законодательству и нормам международного права, все остальное, включая финансы и материальные ресурсы, это на «совести» и в управлении других учреждений. Кроме того, посол Узбекистана в какой-то стране может подписать тот или иной договор при уполномочии его правительством Узбекистана – такая практика бывает, поскольку это позволяет экономить финансы и не гнать другое ответственное лицо за границу (ранее все соответствующие переговоры были завершены и достигнуто соглашение сторон). И все же это всего лишь механическое исполнение поручения, сам посол не участвует в таких делах и не вносит свой вклад.


Абдулазизу Камилову легко и просто приписать эти цифры на свой счет. Но спросите его через год, где эти 60 млрд. «зеленых» в виде инвестиций, кредитов и экспортно-и мпортных операций, то вряд ли он сумеет дать вразумительный ответ. А если предоставит справку, уверяю вас, это калька с других ведомств и ответственных лиц. Могу предположить, что вышеозвученная цифра – это всего лишь сумма всего того, что выслали главы дипмиссий, через которых проходили информационные потоки по переговорам по контрактам и соглашениям, это участие дипломатов на разных межправительственных и межведомственных встречах, которые зафиксировали намерения сторон по тем или иным объемам, это отчеты МВЭСИТ и Госкомстата о контрактах и т.п.


Искусство Хафизыча заключается в том, что он умеет внушить людям, что под его руководством внешнеполитическое ведомство добивается больших результатов для Узбекистана на международной арене. Он может ляпнуть: «В целях своевременной и качественной реализации достигнутых договоренностей с зарубежными партнерами внедрен совершенно новый, действенный механизм внешнеполитической деятельности - разработка и утверждение «дорожных карт» по развитию сотрудничества с зарубежными партнерами. Данный механизм позволяет консолидировать усилия всех органов государственного и хозяйственного управления в достижении поставленных целей и задач. С начала года приняты свыше 40 «дорожных карт», которые реализуются совместно с зарубежными государствами и международными организациями».


Красивое словосочетание «дорожная карта» - и оно повисло на языке министра как факт его активности. Может говорить долго на эту тему, но за действия других ведомств он ответственности не несет, и поэтому в случае чего он заявит: «Карта» оказалась с ложными координатами», типа, ищите виновных не в МИДе. И если «карта» не выведет на $60 млрд., то знайте, это будет отнесено на других персон. Камилов, как Понтий Пилат, просто «умоет руки».



Другие статьи в литературном дневнике: