Эврика для блогера

Алишер Таксанов: литературный дневник

В Узбекистане что не день, то открытие. Открытие всего, что может изумлять мир, но не совершенством, а чем-то деформированным, не поддающемуся логике гипертрофированным действием. Вот налоговая служба решила, что блогеры - это частные предприниматели, поскольку на своих страницах они размещают рекламу. Об этом было заявлено 10 июня в Ташкенте в Агентстве информации и массовых коммуникаций - месте, где совершаются разного рода "открытия" ("эврика").
Оказывается, "деятельность блогеров, которые продают рекламу через свои каналы и персональные страницы в социальных сетях, является незаконной, и они обязаны пройти государственную регистрацию в форме индивидуального предпринимателя или юридического лица", - таково мнение начальника управления Государственного налогового комитета Узбекистана Ахмаджона Суюнова.
Помнится, что совсем недавно прокуратура тоже пыталась заткнуть независимую журналистику в контролируемые границы, накинуть узду, то есть свободные журналисты обязаны были иметь лицензию на журналистскую деятельность, ссылаясь на Закон о СМИ. Между тем, лицензированию подлежали юридические лица, а не физические, и лицензировались редакции и издательства, а не персоны, тут была попытка прокуратуры "сыграть в дурочку", чтобы привлечь к уголовной ответственности журналистов, пишущих на проблемные и острые темы.
Тогда это не прокатило. Была видна юридическая несостоятельность такого абсурда.
Теперь налоговая служба хочет взять за "жабры" блогеров. В этой связи хочется высказать следующее:
1. Предпринимательство - это целенаправленная экономическая деятельность, связанная с извлечением прибыли. Блогер открывает свой блог/страницу не ради извлечения прибыли, это его активная гражданская и социальная деятельность, его хобби, форма профессионального творчества. Блогер может писать на разную тему - от политики до культуры, от экономики до эротики, от сатиры до мелодрамы, и не иметь от этой никакой коммерческой выгоды, ибо это не его интерес и не цель. То есть написанное блогером - это да, информационный продукт, но не товар. А товар - это продукт, предназначенный для купли-продажи.
Размещение рекламы - это предложение рекламодателей, которые видят, что информационная площадка блогера весьма посещаема и читаема, и это уже они используют блог для продвижения своего товара/услуги/работ. И тогда они заключают договор с блогером. Но назвать это услугой трудно, ибо услуга - это опять-таки профессиональная деятельность, это основная работа человека. Трудно назвать блогера, пишущего о бальных танцах или о живописи, специалистом по услуге рекламы товара для автомобильной сферы.
Иначе говоря, блогер получает доход не со своей работы - того, что он размещает (видео, статьи, рисунки, анимацию и прочее), а то что размещают на его странице юридические и физические лица, имеющие и патенты, и лицензию, и занимающиеся предпринимательством.
2. Блогер не занимается непосредственным рекламированием того, что рекламодатели размещают на его странице: он не пишет статьи о товаре или услугах, лично не предлагает его купить, не получает процент с прибыли от объема проданного посетителям именно его блога. При этом следует учесть, "Фейсбук" - это не собственность блогера, он сам "арендует" бесплатно страницу у Марка Цукерберга, и поэтому нельзя ссылаться на то, что страница в социальной сети - это собственность блогера, а значит, база для его предпринимательской деятельности.
3. Рекламирующий на своем блоге рекламу человек не несет солидарную, ограниченную или иную с рекламодателем ответственность того, что рекламируется - качество и количество товара/услуг работ, сроки поставки, обязанность ремонта/замены, гарантии обслуживания и т.д. Поскольку блогер никак не увязан с производственной и торговой деятельностью, на него не распространяются условия рекламы. Кроме того, предпринимательская деятельность регламентирована, указано, чем вправе заниматься предприниматель, и там нет понятия "блоггинг-бизнес". А если этого нет, то все остальное - это домыслы ГНК, пытающего из мыльного пузыря выкачать нефть и газ.
Выдача патента блогеру как предпринимателю - это бред. Похоже, этим самым ГНК хочет расширить количество предпринимателей, чтобы показать, как в стране удачно складываются дела с бизнесом, и как хорошо пополняются бюджетные статьи. Только это уже политика, а не экономика. И это никак не реформа.
Тем более бредом служит следующее утверждение, полученное из налоговой службы: "У граждан, получающих доход от продажи рекламы в соцсетях и не платящих налог государству, могут изъять технические средства (телефон, ноутбук, планшет, компьютер) согласно статье 176 Кодекса об административной ответственности (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации / влечет наложение штрафа от 5 до 7 МРЗП с конфискацией предметов правонарушения)".
Блогер может не иметь свою технику для работы в Интернете, он может просто заходить в Интернет-кафе и оттуда постить свои материалы. Будет ли нести за него ответственность владелец Интернет-кафе - вопрос интересный и хотелось бы знать ответ от налоговиков. Если же блогер работает дома, то на каких основаниях налоговые сотрудники проникнут в его помещение? - это прерогатива только сотрудников МВД/СНБ и то при наличии реальных признаков совершения там преступления. Просто так налоговики не вправе и изымать технику у человека, поскольку даже для этого должно быть судебное разрешение. Потому что изъятие - это форма временного лишения собственности, а это уже сфера судебного производства, а не акции налогового ведомства.
Я понимаю, что человек, на самом деле, должен платить налоги, если имеет доход - это обязанность, которая функциональная в любом государстве, в частности, демократическом. С гонораров, с коммерческого использования изобретения, с выиграшной лотереи, с найденного клада, и мнение ГНК по этому поводу имеет на то основание. Но попытка привязать блогера к предпринимателю - это издевательство над здравым смыслом и способ некого "управления" независимого мышления, форма репрессии и давления. Снимать налоги с незаконной блогерской деятельности - абсурд в квадрате.
Блогер, если имеет доход от рекламы, обязан просто декларировать его в общей сумме дохода как обычный гражданин, а не как предприниматель. И с общего дохода государство вправе снимать налог. Но налоговые, как обычно, думают милицейским мозгом.


Ну, здравствуй, блогер, родный наш,
Тебя мы ждем уже давно.
Ты нами взят на карандаш,
К тебе стучимся мы в окно.


Налоги платишь не сполна,
Скрываешь бабки гнусно.
Идет с такими ведь война,
И бить вас так уж грустно.


А блогер нынче - олигарх,
Есть яхты, злато, виллы.
Живешь ты как большой монарх,
В тебе уж много силы.


Заплатишь бабки - ты свободен,
Вернем тебе и комп, планшет.
И власти будешь ты угоден,
Когда раскроешь свой портрет.


Покажь нам в банке все счета,
Трансакции перевода.
В стране такая нищета,
Волнения народа.


А может взятки он берет,
В массонах блогер ходит.
И песни гнусные поет,
Тревогой власть изводит.


Но каждый блогер - бизнесмен,
Политик, вор, иуда.
Он бабки должен дать взамен,
И валит пусть отсюда!



Другие статьи в литературном дневнике: