Убереги меня, Бог, от идиотов

Алишер Таксанов: литературный дневник

Благими намерениями вымощена дорога в ад — именно эта фраза больше всего отражает реалии современного Узбекистана. В сентябре 2019 года Олий Мажлис утвердил порядок проведения торжественных и ритуальных мероприятий, цель — борьба с расточительством и помпезностью, несвойственным национальным традициям мероприятиями и прочим. Исполнение соответствующего Положения будут контролировать депутатские собрания в регионах, районах и городах страны.
В частности, согласно документу, свадьбы по новым правилам могут продолжаться не более одного дня (06:00 до 23:00), при этом число гостей не должно превышать 200 человек (допускаются исключения с превышением до 300,), до 250 — в угощении пловом. В свадебном кортеже должно быть не более трех машин. О бракосочетании при этом необходимо за неделю уведомить махаллинский комитет. На похоронах число гостей не ограничивается, однако траурные мероприятия должны продолжаться не более трех дней.
В свою очередь, Министерство юстиции разработало документ, предусматривающий введение в Кодекс об административной ответственности статьи 192-1 «Нарушение порядка проведения свадеб, семейных торжеств, поминальных обрядов и мероприятий». Таким образом, штрафы предполагаются налагать как для организаторов торжеств и праздников, так должностных лиц свадебных залов, кафе и ресторанов - в первом случае 6,7 млн. сумов ($700), а при повторе в течение года после применения административного взыскания — 11,2 млн. сумов ($1,2 тыс.).
Создатели этого гениального документа породили две большие проблемы:
- социальный конфликт между родственниками и семьями;
- злоупотребления и коррупцию.
Ограничение гостей вызовет скандалы. Ведь узбекская семья — это иерархия родственников по всем линиям и сторонам, проживающих по всей республике и за границей. Это также соседи по дому и по махалле, это коллеги по работе, одноклассники и вообще друзья. И представьте, что теперь семьи будут мучительно думать, кому же надо будет отказать. Отказ, это, естественно, подозрение родственника или соседа, что его не уважают, он хуже, потому что пригласили другого. В свою очередь, он откажет в приглашении тому, кто его не пригласил. Так начнется конфликт. И потушить его станет невозможным.
Угощение пловом — утреннее мероприятие. Организатор понимает, что приходит больше, чем приглашаются, ибо здесь нет конкректных приглашений — приходят родственники, друзья и коллеги, соседи, узнавшие о мероприятии. Готовят плов всегда с «запасом» - это на тот случай, если людей окажется больше, чем планировалось. А если остается еда, то раздают по родственникам или в махаллю. В накладе никто не остается.
А теперь представьте, что придет кто-то, а его не пустят, мол, извини, ты 255 по счету, а меня лимит — до 250 человек. Это будет больше, чем обида. Это уже оскорбление. И как неуютно - это мягко сказано! - будет чувствовать себя сам хозяин мероприятия.


Далее. Депутаты будут контролировать исполнение этого документа - так вроде бы предусмотрено. А как? Они будут ходить по свадьбам и считать людей, просматривать квитанции и счет-фактуры? А у них других более важных дел нет? А у них, кстати, на это есть полномочия? Они же не фискальные и не правокарательные органы, директор ресторана вправе послать их на три буквы. Также и явившийся с претензиями на свадьбу махаллинский комитет, поскольку у него нет соответствующих полномочий.
Значит, будет специальный орган, на которой возложат эти обязанности. Конечно, это территориальные подразделения МВД и Национальная гвардия. В одном только Ташкенте в сутки происходят десятки, если не сотни свадеб, пловных мероприятий. В итоге не менее 100 сотрудников должны будут посещать свадьбы. Проверка численности гостей — это не только не полицейская работа, это унижения для носителя погон. Вместо того, чтобы в это время искать и задерживать настоящих бандитов, хулиганов, насильников и грабителей, милиционеры и гвардейцы будут стоять у входа в ресторан и подсчитывать число гостей, артистов и т. д. Именно такую роль им предусмотрели депутаты и сенаторы - слава им и почет!
Конечно, будут запущены хитрости, например, впустят 200 гостей, столько же будет и стульев. Придут контролеры, подсчитают и уйдут. А спустя почаса впустят еще 200 человек, которые в это время поджидали своего часа на соседней улице, — не возвращаться же контролерам снова и не вести новый подсчет. Получается, сотрудникам МВД и Нацгвардии придется несколько часов торчать в ресторане. А какой это праздник для молодоженов, родителей и родственников, если по залу ходят милиционеры, просят предъявить документы, чтобы сверится со списком приглашенных — вот уж все настроение в унитаз! Кроме того, им придется смотреть, сколько здесь артистов, какие песни исполняются, все ли идет по сценарию от Министерства культуры и «Узбекконцерта». Получится не свадьба, а тюремное мероприятие какое-то. Уверен, что все начнут склонять в родах и падежах имена занимающихся ерундой в парламенте страны, а также чиновников Минюста, МВД, "Узбекконцерта".
Ладно, это в ресторанах и кафе относительно легко проверять. А если человек проводит свадьбу у себя дома или во дворе, и площадь позволяет ему принимать свыше 300 гостей, то тогда что? Частный дом — частное право на образ жизни. Какие там на хрен макомы и правила от Минкультуры? Что хочу, то и играю - хэви-металл или ношу пиратскую одежду. И вообще, данный парламентский документ — это вмешательство в частную жизнь граждан. Опыт Таджикистана в этой части — это опыт недемократического и такого же феодального государства. Почему-то мы учимся у других плохому, неудачному, порождаем новые причины для гражданского недовольства.


Выход окажется в этом случае один — просто «дать на лапу» проверяющим, и те уйдут, написав в протоколе, что все в порядке. Или для них сделают отдельный стол, и там менты будут обжираться до упаду. Вместе с ним и члены махаллкома, которым поручено следить за нравственностью на свадьбе. Формально закон будет исполняться, на практике — это новый виток коррупции.
Поскольку у всех сотрудников МВД есть свои задачи, значит, придется набирать новый штат и платить им зарплату. Так появится Управление по борьбе с незаконными свадьбами и помезностью мероприятий, сотрудников назовут «помпезниками» или «помпами». Уже есть в стране человек, которого назвали Свадебным генералом — это бывший лидер молодежи, госсоветник и сенатор, который прославился тем, что пересадил молодоженов с лимузина на такси. Вот его можно будет рекомендовать на должность начальника данного Управления МВД.
Другой выход — это проведение свадьбы в соседнем Казахстане, где нет никаких ограничений. Значит, бабки потекут туда. А это рабочие места для казахстанцев, доходы, рынок сбыта продукции и т. д. То есть будет подниматься сектор услуг и экономика соседней республики. И мы будем слышать от них: «Большое спасибо Олий Мажлису, где депутаты производят такие идиотские нормы — вы обеспечиваете нас всем для счастливой жизни и процветания». Ведь такое уже было, например, когда люди устремились в Чимкент за покупками, поскольку в Отчизне все стало дорого...
Если переформулировать фразу корсиканцев, то можно сказать: убереги меня, Бог, от таких депутатов, а от врагов я сам уберегусь!



Другие статьи в литературном дневнике: