Неделя в Узбекистане была насыщена событиями: лососеводство от президента Шавката Мирзияева, прожиточный минимум в 2,5 млн. сумов для семьи в пять человек от партийца НДПУ Икрама Иноятова, сатира от певицы Лолы Юлдашевой и замечание на него от "старушки Шапокляк" из Комитета женщин... но последнее - аудиозапись выступления хокима Ташкента Джахонгира Артыкходжаева стала громом среди ясного неба и оживила выходные дни бурным обсуждением в сети.
Привожу то, что распечатали и перевели в ресурсе "Кун.Уз", итак, столичный бургомистр заявил в негодовании, обращаясь к журналистам:
"Они пишут про мои заводы, называют их монополией. Но если дать им 10 тыс. долларов, они начнут их хвалить! Кто они такие?! Они - твари последние!! Они дети человека или дети собаки? Беспринципные грязные бедолаги, петухи - вот кто они!
Я могу сделать так, что вас махалля не примет, с вами ваши же соседи постыдятся здороваться, я могу сделать, что над вашими родителями будут издеваться! Я это могу сделать в шесть секунд! Вы сомневаетесь?! Я легко могу сделать из вас гея. Это легко! У нас же свобода слова! Посажу вас в такси к гею и сфотографирую. Всё! Вы - гей! Понравится это нашему руководителю, или не понравится - мне все равно!
Вы можете пропасть из дома без следа и никто вас искать не будет! Ни одна живая душа! Может напишут, что вы утонули где-то. Сейчас жизнь такая. Поэтому лучше работайте с нами и помогайте".
Можно подразделить его речь на следующие пункты:
1. Заводы и предприятия, принадлежащие градоначальнику Д.Артыкходжаеву, не являются монопольными на рынке товаров и услуг.
2. Журналисты - продажны, дай им бабло в зубы - перейдут от критики к восхвалению.
3. Журналисты - самое социальное "дно" общества, ниже всех, возможно, генетически связанные с птицами - петухами.
4. Градоначальник настолько сильный, что может приказать всем не иметь никаких контактов с журналистами, игнорировать их существование.
5. Д.Артыкходжаев знает, как "опустить" журналиста, для этого он прибегнет к позорной славе гомосексуализма, которой овенчает своего противника.
6. Не чурается Акфамен и грязных методов - убийств и похищений.
7. Лучше не спорьте с могущественным хокимом, для вас безопаснее писать хорошее и сотрудничать с городскими властями.
Читая высказанное Артыкходжаевым (а это ведь не вся его речь, а часть, что была записана), складывается впечатление, что это глава колумбийской наркокартели Пабло Эскабар беседует в кругу своих помощников и говорит, как он расправляется с неугодными. Хотя Артыкходжаев в по духу, по ментальности недалеко ушел от "собрата" из Южной Америки - он тоже воспитывался улицей и делал бизнес под контролем шпаны в 1980-90-х, об этом он сам признавался прессе, рассказывая, как выбивался в люди, как строил свою империю.
"Лихие 90-е" - это период всего постсоветсткого пространства, когда законы не работали, а в ходу были нормы и правила криминального мира, даже на разборки стороны ходили не в суд, а в "чайхану", где справедливость устанавливал какой-то авторитет. Вот тогда и сформировался будущий мэр Ташкента Джахонгир Артыкходжаев, для которого "любая бизнес хараша".
Но перейдем к рассмотрению пунктов.
1. В некоторых сферах Артыкходжаев действительно держит монополию и не допускает конкуренцию. Известно, что в Узбекистане осуществляется обязательноеи внедрение системы регистрации IMEI-кодов мобильных устройств в единой базе данных UzIMEI. Было зарегистрировано 29 мобильных устройств, некоторая часть из которых не проходят сертификацию. Но приобретении телефонов у официальных дистрибьюторов в Узбекистане пользователь получает зарегистрированное устройство. А кто имеет сеть дистрибьютеров по всей республике? Конечно, принадлежащая Джахонгиру-всемогущему фирма "Артель". При этом телефоны Артель будут регистрироваться за 10% от базовой расчетной величины, а все остальные попавшие в Узбекистан - по 25% и более. Кому выгодно это? Кто протолкнул это решение в Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций?
Артыкходжаев сразу распознал, что партия "1000 мелочей" лучше, чем крупногабаритная техника - она доступнее для населения: лампочки, обогреватели, метизы, алюминиевые панели, рамы и стекла, телевизоры, телефоны. Большая часть населения проживает в сельской местности, и техника "Артель" для них выгодна, так как дешевле и купить можно в кредит (а кредит выдают только под местного производителя). А чтобы не покупали иностранное, то были введены запреты или высокие таможенные ставки для юридических лиц, хотя хитрые таможенники часто облагали налогами физические лица, которые не особо вникали в тонкости этих правил. В итоге трудно провезти кондиционер для личных нужд или еще что-то. Так стопорили импорт и переориентировали покупателей на "Артель".
Конечно, Артыкходжаев не хочет, чтобы кто-то открывал еще отверточное производство, как у него. Официально - "велкоммен, дорогие инвесторы", а в реалии там сразу наезды, отжим бизнеса, как в старые "добрые" 90-е! Поэтому и конкуренции не существует. Для открытия производства нужно обеспечить и центры сервиса в областях и районах, а это более сложная задача, учитывая, что и там нужно "пробивать" дорогу. Скорее всего, Артыкходжаев работал с авторитетом Салимбаем Абдувалиевым, который и открывал ему дорогу.
Алюминий - особый ресурс. В Узбекистане его не производит, Артыкходжаев завозит из-за рубежа, возможно, из Таджикистана. Кстати, в последние годы утихли претензии к ТаджАлЗу, как экологическому вредителю региона. Возможно, наладились хорошие торговые связи. В России алюминий "держали" братья Черные, они ташкентские, дружбаны Тайванчика и Тарпищева, Алишера Бурхановича. Под их контролем весь алюминий СНГ, их поставки. Вот и делайте выводы... Кстати, в России рулят ташкентские 1950-52 годов рождения, тоже самое в Узбекистане...
2. Все можно купить, даже честных политиков. Но здесь все упирается не в спрос, а выступаает на первый ряд предложение - такая вот базарная экономика. То есть Джахонгир Артыкходжаев готов подкупать журналистов и думает, что это нормально - иметь дрессированную прессу, которая может кусать, когда скажут "фас" и лаять радостно, если нужно хвалить. Это мышление Пабло Эскабара, а не демократического градоначальника, думающего о горожанах. Потому что он так поступает с чиновниками - подкупает и они начинают работать под него, устраивать нужные ему правила.
3. Журналисты оказались более серьезными конкурентами Джахонгира, чем он мог представить. Можно сделать дрессированной милицию (а она такой и была для Салимбая) и она будет слепой, глухой, молчащей восточной обезьяной, но вот пресса и блогинг не всегда такие. Именно пресса проводит расследования и выявляет коррупционные сделки и связи, а социальные сети обсуждают, создают общественное мнение, вскрывают язвы, принуждают власти реагировать. Вот раскрыли темную сторону финансово-производственной империи градоначальника - он и завыл! Про оф-шоры, нетранспарентность проектов "сити". Ведь инвесторы - это реэкспортированный капитал, то есть ранее вывезенные активы за рубеж, которые теперь ввозятся как иностранные инвестиции. Так я и поверю, что турецкие, южно-корейские фирмы готовы вложится в смутные идеи "сити", если непонятны технико-экономические обоснования. Построенные здания в итоге продадут городу, а уже очищенное бабло утечет с процентами обратно. А что будет делать городской бюджет с этими "сити" - это уже забота следующего градоначальника.
Поэтому и петушиться от злости Артыкходжаев, унижает оппонентов.
4. Управлять городом, его ресурсами - это менеджмент высшей категории, а судя по всему, Джахонгир толкует по понятиям, и считает это эффективным. Махаллю, бизнес, неправительственные организации, социальную сферу он рассматривает как свою вотчину, мол, сказал - те подчинились. Авторитаризм и валюнтаризм плюс репрессии - вот психологический портрет того, кто руководит городом как бандитской организацией. Говорят, хочешь узнать чем заполнен кувшин, встряхни его и по выплеснувшемуся узнаешь содержимое. Пресса всколыхнуло нутро Артыкходжаева, и он себя проявил. Сразу перешел на разборки, какие бывают у урок.
5. Проявив гомофобность, Артыкходжаев не понял, какой урон он нанес себе как политик, как чиновник, как бизнесмен. Главе Агентства по пропаганде и его заместительнице Саиде будет трудно выкрутиться из сложного положения: официально они должны защищать журналистов, но на деле придется прикрываать Артыкходжаева, ведь он ведет проекты Мирзияева. Будет интересно посмотреть, какие оправдания они найдут.
Но дело в том, что в мире на подобные высказывания есть общественная и политическая реакция: отставка с должности, уголовное преследование (угроза убийством журналиста!), санкции в отношении бизнеса. Никаких деловых и административных связей, никакого сотрудничества, ни кредитов, ни инвестиций - ничего! Империя развалится быстро...
Но это в демократическом мире, а в Узбекистане сейчас все рулят теневые игроки, среди которых Чапа, Салимбай, Иноятов. Бывший глава СНБ держит птицеферму в Росии, есть банк в Латвии, фирмы и недвижимость, сын пристроен. Чапа, брат Флюры, жены Р.Иноятова, был совладелец "Ахангарана-шифер" вместе с человеком, которого именовали "Дальнобойщиком". Но они очень зависели от индуса Рама, экс-мужа певицы Согдианы. Рам был эксклюзивным дилером Кустанайского асбеста. А уральский асбест большими партиями в Узбекистан не запускали, по крайней мере, марку А 5-50(шиферный), но давали разрешение только на А 6-к30(обмуровочный). Получается СНБ контролировало поток асбеста на рынок Узбекистана. В угоду интересам Чапы и "Дальнобойщика". Между тем, Рам и сейчас в Узбекистане. Значит, его "крыша" тоже сидит на месте. Хотя следует заметить, хозяевами "Ураласбеста" в то время были братья Чёрные. Но и они не могли войти на рынок Узбекистана, кто-то рулил всей экономикой, всеми экспортно-импортными операциями в больших объемах.
Артыкходжаев сидит именно под одним из таких "дирижеров", не сам он решает все эти проблемы, ему продвигают дела, он всего лишь подмахивает бумагу и рычит на журналистов.
6. Использование грязных методов - это чикагские методы, которые хорошо усвоил Артыкходжаев. По идее, Генеральная прокуратура должна отреагировать. Но я уверен, что все спустят на тормоза, и следователи ничего не найдут предсудительного в словах ташкентского бургомистра. И тут всплывает история гибели журналиста из Хорезма Давлатназара Рузметова, и после слов ташкентского бизнес-градоначальника иначе смотришь на это трагическое происшествие...
7. Артыкходжаев уверен, что журналистами можно управлять "кнутом и пряником", они тоже поддаются дрессировке. Но если в Узбекистане журналисты под колпаком мафии и спецслужб, то за рубежом не все подвластно им. Все равно материалы будут выходить, и мы когда-нибудь узнаем больше о том времени, когда у власти - официально и теневые! - были мирзияевы, артыкходжаевы, иноятовы, абдувалиевы, Чапы и "Дальнобойщики"...
Артыкходжаев вновь взбешен,
Он матюгает журналистов.
Наверно сильно он грешен,
Коль методы от террористов.
Грозится к геям подсадить,
Как будто те страшней подонков.
Ему нельзя так угодить,
И вот орет от злости громко.
Все журналисты - петухи,
А "петухов" так любят в зоне!
Мы к прессе голоса глухи,
Но я хоким - сижу на троне!
Я репортеров утоплю,
Никто уж их искать не станет!
И критику не потерплю,
Рука стегать вас не устанет!
Купить могу вас с потрохами,
Лишь "зелень сунь" - заткнетесь тут.
Украшу морду синяками,
СИЗО, тюрьма таких вот ждут.
Служите мне верней собаки,
Ведь жизнь отныне такова!
Лишь так вы избежите драки,
Попомните мои слова!
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.