Награда за инфляцию

Алишер Таксанов: литературный дневник

Анекдот: названный британским изданием Global Markets «Министром финансов 2019 года в регионе Центрально-Восточной Европы (включая СНГ)» глава финансового ведомства Узбекистана Джамшид Кучкаров (то есть самый лучший) на днях заявил, что "в текущем году ожидается высокий уровень инфляции 15,5%".
Иначе говоря, британское издание наградило таким званием министра за успехи в достижении высокой инфляции. Законодательная палата, слушавшая отчет, аплодировала Кучкарову стоя, а некоторые депутаты плакали, потому что ожидали более худшего сценария - инфляции в 30% и выше. А тут как бы министр "обрадовал": ан-нет, жаноблар, все в порядке, у нас просто высокая инфляция, а не гиперинфляция. И пошла пляска-свистопляска...
Со слов Джамшида причины в этом следующие:
1. Высокие потребности в инвестициях и кредитах;
2. Отпуска тарифов в свободное плавание, например, поднялись цены на хлебно-мучные изделия;
3. Изменился курс валют торговых партнеров Узбекистана.
Между тем, основная причина инфляции лежит в слабости материального производства и оказании недостаточного объема услуг, а все упирается в коррупционные сделки, мешающим бизнесменам развернуть производство. Государство тратит огромные финансовые ресурсы на бессмысленные и далекие с точки зрения отдачи и перспективы задачи, например, строительства "сити" и АЭС, на организацию никому ненужных министерств и агентств, содержание силовых структур сверх необходимого уровня, квазигосударственных органов - Комитета женщин, Союза молодежи, на обслуживание непонятных зданий типа Дворца Международных форумов и т.д. Инвестиции направляются не в сферу расширения индустрии, а возведения помпезных сооружений, в котором больше офисов, а не цехов, торговых точек, а не лабораторий. Это приводит к экзогенному и эндогенному факторам инфляции - неблагоприятному сочетанию товарной и денежной масс, диспропорции платежного баланса, девальвации национальной валюты и неэффективного использования капиталов, включая использование кредитов в рисковых операциях, появлению "мыльных пузырей" на рынке недвижимости и фондовом рынке (переоцененных акциях). Чаще зарплата выдается в конвертах, сбор налогов уменьшается. Нетранспарентность финансовых активов порождает не только коррупцию, но и неэффективное пользование тем, что имеет страна.
Если точнее, происходит перераспределение финансовых ресурсов на малозначимые для экономики объекты, поэтому рынок остается незаполненным ни товарами, ни услугами, растет контрабанда и черный рынок, основные внешние источники - это банковские трансферты из других стран от гастарбайтеров. Но этой суммы недостаточно, чтобы победить инфляцию, нужно создавать рабочие места в Узбекистане, формировать производства с законченным циклом переработки сырья, развивать аграрный сектор, уменьшать долю монополий, создавать конкурентную среду.
Следует диверсифицировать торговые связи, осваивать новые рынки, а не упираться только в СНГ и Китай, которые от нас больше ждут сырья, поскольку оно само по себе дешево. А переработка ее уже будет осуществляться у них, поэтому и конечный результат остается у наших партнеров, а мы жуем "сухари". И опять наживаемся на гражданах, поднимая тарифы и цены на предметы и услуги первой необходимости - питание, электричество, газ, тепло, транспорт. Кредитное финансирование Китая увязано с использованием исключительно ресурсов этой страны - рабочей силы, технологий и материалов, что делает зависимым узбекскую сторону, лишает ее проявлять эластичность и принимать навязанные правила игры. Такое ощущение, что Узбекистаном руководят не лучшие министры, а какие-то диверсанты.
И растет внешний долг - это большая нагрузка на финансовые планы страны, и как бы не отговаривался Кучкаров, мол, мы способны его обслуживать, следует не забывать, что платит не он из своего кармана, а обычные налогоплательщики, которые мало понимают, на что тратятся государственные финансы.



Другие статьи в литературном дневнике: