Иной ракурс

Алишер Таксанов: литературный дневник

- Нина? Здравствуйте!
- Ох... Товарищ Саахов?
- Э-э-э, Нина, время товарищей ушло, сейчас все - господа.
- Господин Саахов...
- Нет, нет, Нина, для вас просто Саахов... Удивительно, что мы с вами встретились в Москве...
- Да, много воды утекло, товарищ Саахов.
- Много. Изменилась страна, изменились люди, изменилось время...
- Но вы все такой... сильный, напористый... и не смотря на возраст все еще молодой...
- А я всегда такой был. Иначе бы не выжил на войне, не пробился в жизни...
- Да, я помню... На суде сказали, что у вас орден Красной Звезды, два ордена Славы, медаль "За Отвагу" и... еще куча других медалей, всех я не помню. Я была тогда шокирована, что вы - герой. Но как вы потом стали тем, кем стали?
- Меня тот суд лишил все государственных наград... А стал я таким, потому что все в верхах были такими, я не стал исключением...
- Но вас судили как похитителя и коррупционера. Это и сейчас подсудное дело.
- А причем тут награды? Те награды я получил, будучи солдатом 93-й Миргородской мотострелковой дивизии, я прошел три года фронта. Медаль "За Отвагу" я получил, подорвав гранатой немецкий танк, а орден Славы - в штыковой атаке завалив четырех фрицев и захватив два пулеметных гнезда. Причем штык сломался в теле одного фашиста, и дальше я рубил всех саперной лопатой. Да, ту соль, что всадил мне в зад ваш друг Эдик, меня еще долго мучала, потому что это небоевое ранение, которое я получил. А у меня три ранения от войны.
- О-о-о, я этого не знала...
- Вы многое не знали и не знаете, Нина. Наше государство не только лишило меня наград. Ранее она лишила меня дома и семьи.
- Как это?
- Мой отец ушел на фронт раньше, и погиб под Сталинградом. Мою мать и невесту депортировали части НКВД в Среднюю Азию, поскольку их считали "врагами народа". Тогда многих на Кавказе репрессировали, не обошло стороной и мой народ. Но если мама выжила, то невеста умерла в том товарном вагоне, куда их набили как селедку в бочку...
- Поэтому вы так долго не женились? Вы помнили ее?
- Я не женился вообще. Вы мне понравились, Нина, я понимал, что шансов у меня мало, все-таки я был в два раза старше вас... Я вернулся дмой, а дома нет - там живут другие люди. Маму разыскал в Казахстане и с трудом вернул домой, так как власти не особо содействовали восстановлению нарушенных прав даже после смерти Сталина... Я закончил институт, от обычного рабочего дошел до руководителя райкомхоза. У меня был самый передовой район в экономическом смысле, я сумел сделать его таким из отсталого, где было много безработных, не было фабрик и предприятий. Я за 10 лет поднял его на ноги...
- Но вы заплатили 20 баранов и холодильник моему дяде Джабраилу за счет государственной казны...
- Это не совсем так. В то время нельзя было иметь руководителю частное предприятие... Но я открыл кооперативное предприятие, и там был 100%-й мой капитал. Я все свои сбережения вложил в этот бизнес.
- Тогда это коррупция. И сейчас это коррупция.
- Конечно. Потому что так жили все руководители на Кавказе и в Средней Азии. Это вы, казалось бы, в России, такие правильные. Но в Кремле тоже была коррупция, похлеще нашего. Если мы воровали миллионами, то вы - миллиардами, паразитировали на всем Советском Союзе... Хотя я не воровал, я производил шерсть, брынзу, молоко, сыр, мясо... Просто приходилось защищать бизнес, и тут без власти никак...
- Вы говорите страшные вещи.
- Но для вас это не открытие, Нина. Я построил себе дом, дачу, потому что занимался бизнесом, и расплачивался с вашим дядей из своей собственности. Просто на тот момент мой район не успел расчитаться по мясу и шерсти, но все равно я выполнил тот план... А после меня район развалили, потому что пришли люди, совершенно не заинтересованные в его развитии. Это были присланные чиновники из Центра. Они побыли, отсидели срок и ушли на повышение, а у нас полный экономический коллапс. Нищета, безработица, преступность. В 1980-90-х годах это аукнулось всем... Кстати, те люди, кого я нанял вас похитить, они стали рэкетирами. Особенно зверствовал тот худой, казалось бы, трус... Он прижигал паяльником пальцы и гениталии своим жертвам, пока двое его сообщников - амбал и алкаш - держали бедолагу... Потом они сбежали в Афганистан, на войну...
- Ой, ужас. А вы?
- А я вышел на свободу, и начал все с нуля. Потому что я настойчивый и упорный, принципиальный. В середине 1980-х открыл свою лавочку, дорос до крупной фирмы. "Красавица и чудовище" - вам это название ничего не говорит, Нина?
- Говорит. Я снималась в рекламном ролике для этой фирмы. Мне хорошо заплатили.
- Это я попросил продюссера вас найти. Красавица - это вы, а я - Чудовище... Ваш дядя Джабраил...
- Я с тех пор его не видела. Я исключила его из родственников.
- Это понятно. Мы с ним создали тогда ту фирму, отбивались от рэкетиров от братвы и ментов, и мой фронтовой опыт помогал в этом. Меня боялись криминальные авторитеты. И я поднялся. Моя фирма дала работу многим людям в районе, где много лет назад я был руководителем. Я градообразующее предприятие, как ныне любят говорить экономисты... И я легальный миллионер. Не олигарх, поскольку во власть не вернулся и держусь подальше от всех, кто представляет государство. У меня экспортно-импортные операции, есть виноградные плантации в Италии, маленькая вилла в Швейцарии.
- Эх, товарищ Саахов... Жаль, что я отказала вам. Я прожила не очень счастливую жизнь. После пединститута работала в школе, сейчас получаю нищенскую пенсию. Два раза была замужем. Один, хокеист, умер от алкоголизма, другой - ученый, умер от инфаркта, потому что его институт закрыли, а он не мог работать в другой сфере. Я сама в начале 1990-х продавала трусы и лифчики на рынке, меня грабили и обманывали, с меня брали налоги прокуроры и уголовники. Лишь изредка спасало то, что вспоминали кинорежиссеры и приглашали на небольшие третьестепенные роли... А так... вся жизнь прошла не так, как я мечтала...
- А друг Шурик?
- Он ушел в монастырь. Сайчас батюшка в одной из церквей под Москвой. Я с ним виделась пять лет назад...
- Бросил фольклор, значит. Теперь церковный его прельщает.
- Да. Не так все сложилось...
- Да, Нина, но все же мы сами строим свою судьбу. Просто наши дороги не сошлись... Я жалею, что тогда так поступил, украл вас...
- Знаете, товарищ Саахов, а сейчас я на это смотрю иначе. Мне кажется это романтичным...
- Нет, нет, Нина, я поступил неправильно... Ладно, Нина, мне пора идти, сейчас мой рейс в Рим. Я заплачу за столик в ресторане, не беспокойтесь...
- Спасибо.
- Счастливо вам оставаться, Нина. Скорее всего, я не вернусь домой. Мне уже за сто лет... умру там...
- И я уже не молодая...
- Время никого не жалеет. Но память - это лучший кинофильм нашей жизни. Прощайте, Нина.
- Прощайте, товарищ Саахов!..



Другие статьи в литературном дневнике: