С чего начинается родина?

Алишер Таксанов: литературный дневник

В Швейцарии, как и во всей Европе, урбанизация - это не шикарные отели и скоростные дороги, не дворцы и особняки богатеев, это здания обычных школ, больницы и объекты инфраструктуры - канализации, очистительные сооружения, линии электропередачи и трансформаторы, уборка мусора, связь, трамваи и общественный транспорт. Это то, что определяет социальное благополучие населения.
Зачем вкладывать в пятизвездочный отель, если рядом трущебы? Если исторические ансамбли и сооружения культуры окружены мусором? Если стадионы превращены в питейные заведения или точки торговли? Что определяет урбанизацию - помпезные сооружения типа Ташкентского Дворца Международных форумов в 1 млрд.баксов, или обычная городская больница, где есть современное орудование и реанимации, спасающие жизни?
Я как-то говорил, что педагог - это самая высокооплачиваемая профессия в Швейцарии. Такое же отношение и ко всей образовательной системе. Школы - это предприятия, где действительно предоставляют знания, а не долбанные идеологические установки, как это в Узбекистване или в России. Классы, например, в кантональной школе Буелрайн в Винтертуре, оборудованы техникой на уровне университетов: электронные микроскопы, 3Д-принтеры, компьютеры, станки с ЧПУ, химическое обрудование, биологические аппараты вплоть до определения ДНК. Я сам просто вставал в ступор от того, какое оборудование в обычной школе для учеников 7-9 классов.
Проректор - доктор наук, профессор. Все учителя - профессионалы своего дела. Кстати, я в прошлом году там читал лекции по экономике и истории социализма, и студенты были довольны. На этой неделе приглашен снова читать лекции.
Так вот, там допускается многообразие мнений. Есть сторонники марксизма, есть кейсианцы, есть анархисты, много политических воззрений. Все обсуждается, анализируется, рассматривается, пишутся проекты. У студентов простор для размышления и определения своих политических представлений и ориентации. Никаких догматов или насаждения стереотипов. Я смотрел учебники - там описание реальности, никакой фальши. Оказывается, в советской истории было много "белых пятен", но они были для нас, но не для западных ученых. Они многое что знали.
Ладно, я не об этом...
Смотрю на фото детских садов или школ в сельской местности Узбекистана - и хочется плакать. Убогие сооружения. Я не говорю про туалеты, отопление, санитарию и гигиену, про питание и прочее. Похоже, война 1941-45 годов не ушла из этих мест, если за последующие годы ничего не изменилось. Нет нормальных дорог. Нет нормального отопления и освещения. А при этом лидер твердит о Третьем Ренессансе, бухает деньги в создание новых государственных агентств и комитетов, чтобы обеспечить работой бюрократов. Сотрудники спецслужб борятся не с реальными преступниками - шпионами, мафиози, убийцами, а с политическим активистами, обычными верующими, журналистами, блогерами и диссидентами. Огромные ресурсы страны проедаются бесполезно, без какой-либо эффективной отдачи.
Президент страны сейчас встречается в США с согражданами, чтобы рассказать о своих проектах, а между тем большая половина учащихся их в вузах Америки вряд ли планируют вернуться на родину. Вот скажите мне, каков процент тех выпускников по линии Фонда "Умид", которые ныне работают в Узбекистане? Так вот, все те, кто хлопал Шавкату Мирзияеву, продумывают сценарии, как бы им забросить якорь в Штатах. Я уверяю вас, вернутся домой единицы, чтобы потом снова свалить на Запад.
А ведь все начинается с обычных детских садов... "С чего начинается родина?"



Другие статьи в литературном дневнике: