Второе путешествие в Перу, ч. 1

Алишер Таксанов: литературный дневник

Итак, это было мое второе путешествие в Перу. Первое, совершенное два года назад, не имело такой интенсивности поездок и встреч, как нынешнее. Но в любом случае, я в рамках этих визитов в страну посетил три региона: морское побережье, равнины и предгорья. А по климату: влажные тропики, жаркую пустыню, умеренную околоокеанскую среду.
На этот раз только на телефоне я загрузил 80 гигабайт видео и 5 гигов фото. Позже выложу все в сеть.
Немного статистики: ВВП на душу населения в Перу - 6770 долларов (109 место), то есть выше, чем в Узбекистане более чем в 3 раза (2190 долл.); по индексу восприятия коррупции - 101 место (Узбекистан - на 126 месте); по индексу верховенства закона - 90 место (Узбекистан - 78, что хорошо), по индексу социального прогресса - 67 место (Узбекистан - 91). В целом страна чем-то напоминает Узбекистан: и лицами, и эмоциями, и гостеприимством, культурой еды, танцами и песнями, любовью к национальной одежде.


Но начну по пунктам:
1. Из всех ужасных вещей в Перу первым является дорожное движение. Дороги здесь от хороших (это автобаны - от Лимы до Наска, панамериканская магистраль, шикарно просто мчаться по нему на огромной скорости), до оценки удовлетворительно и скверно. В самой столице дороги в состоянии "можно потерпеть". Но все равно шоферы разгоняются по ним, словно их не беспокоит подвеска и рессоры.
Правил дорожного движения (ПДД) как бы нет. Еще не зажегся зеленый свет (а там отчитывает табло время), начинают сигналить и трогаются с места, заставляя пешеходов на "зебре" бежать к тротуару. Правило "приоритет справа" при равнозначности дорог не исполняется. Здесь правило: кто первым вклинился, тот и проедет. Повороты налево осуществляют с первой полосы при трехполосном движении, или направо с последней, и чудо, если никто не врезается. Обгон совершают с правой сторроны, так как на крайнем левом шофер может ехать с невысокой скоростью и ему плевать, что вы хотите его обогнать.
В Швейцарии на автобане грузовые автомобили двигаются только на первой полосе и переходят на вторую лишь при обгоне. В Перу они двигаются по всем полосам, и иногда ты не можешь обогнать, так как впереди тебя два грузовика, и они блокируют все движение. В эти моменты хотелось матерится.
Если честно, за руль в Перу я бы никогда не сел. Здесь надо родиться, чтобы понимать "движение" на дорогах. Иногда на первой полосе едет мотопродавец, то есть это мотоцикл, но впереди у него платформа с продуктами (бананы, ананасы, апельсины, манго), мегафон орет без остановки: "Только сейчас у нас цена на бананы 1 соль за 1 килограмм. Мы продаем вам для еды, а не чтобы вы выбрасывали. Где вы еще найдете такие сумасшедшие цены? Покупайте! Покупайте! Только сегодня такая доступная цена!" - и если какой-то прохожий машет, мол, куплю, то продавец тормозит, и блокирует все движение позади себя. Он ждет, пока покупатель выберет товар, потом взвешивает, дает сдачи - на это уходят долгие минуты, и все это время злые водители за его спиной ему сигналят. Но никто не выйдет и не набъет морду - у нас бы в Узбекистане точно набили бы!
Трафик начинается с 6.30 ч до 22.00, и это ужасно. Потому что миллионы машин передвигаются по столице с трудом, даже транзитная полиция (дорожная служба) мало что может сделать. Они только машут палочками и свистят, при этом все полицейские вооружены, так что никто с ними не спорит. От дома до аэропорта мы отвозили моего зятя Николая в 6.00 утра за 25 минут - и машин было немного. Но обратно ехали через час, когда зять прошел регистрацию на рейс, - добрались до дома за полтора часа. Когда ехали с Паракаса в 23.00 ч - трафик в столице был уже нормальный, но все равно машин много даже в ночное время.
Автобусы едут с открытыми дверями, чтобы можно было на перекрестках посадить пассажиров. Иногда кондуктор из окон орет направление, привлекая людей. Шофер может резко остановится, чтобы не на остановке, а прямо на маршруте подобрать клиентов.


2. Машины в Перу в основном южнокорейского или японского производства: хуандаи, киа, тойеты, мицубиси. Редко встречал фольксвагены и мерсы. Форды, порше и рено не встречал. Появились китайские машины, и они пользуются спросом. Несколько раз видел советские "жигули": 04, 06, 05 и ниву. Да кстати, в Паракасе и у городов пустыни Наска много автомобилей "Тико" и "Матиз", такое чувство, что все старые машины Узбекистан сплавил в Перу. Я пояснил друзьям, что эти машины не безопасны, так как небольшие по размеру, и их прозиводство в моей республике давно приостановлено. На что получил ответ: зато они здесь удобны и дешевые.
Машины в состоянии от хорошего до ужасного. Иногда разбитые, ржавые, с еле держащимися дверьми, без фар - все равно их эксплуатируют. Как пояснил мне Порфий, полковник полиции, их службы коррумпированы, поэтому за взятку полицейские закрывают глаза на техническое состояние транспорта.
В Перу пользуются спросом мототакси - это мотоциклист в кабине и местом для двух-трех пассажиров позади себя: коляска или полностью крытая, или открытая. Открытая чаще всего в тропиках и в пустыне. Гоняют мототаксисты шустро, иногда позрезают автомобилистов.
В Тарапото (тропики, провинция) в основом передвигаются на мототакси. Я заметил, что здесь много женщин на мотоциклах и скутерах. Причем на мотоцикле могут сидеть по 4 человека. И все без шлема. В Лиме мотоциклисты передвигаются со шлемами. Мотоциклы и скутеры тоже южнокорейские или японские.


3. В кабине машины всегда играет музыка. Она играет и в кафе, и на улицах. Это или кумбия, или салса. Они однотипные и одноритмичные, я уже перестал различать песни, так как они в моих ушах слились в один фон. Мы до Наска ехали 7 часов, и все это время я слушал эту музыку, пока меня не затошнило. Я взмолился: можно час тишины? Друг Джони понимающе кивнул и отключил музыку. К концу моего путешествия эта музыка меня окончательно задолбала, если честно. Потому что даже дома целый день работал телевизор с концертами, и мне порой хотелось ходить в наушниках.
Кстати, о дискотеках. В Тарапото я с Порфием и его женой пошли на дискотеку, сначала в дискоклуб "Анаконда", потом в "Маями". Это не танцплощадка, где все лихо и массово отплясывают. Это огромное помещение со столиками, где все стоя бухают и там же пританцовывают. То есть далеко ото "якоря" не отплывают. На отдельных площадках попастые и грудастые симпатичные девушки отплясывают, чтобы стимулировать людей к движению. В принципе, это красиво.
Я думал дискотека от слова "диско". Действительно, это салса, кумбия, просто в ритме диско и нон-стоп. Ни одной европейской или американской песни, только все латиноамериканское. Может, это патриотично, или такая традиция, но хотелось бы, по правде говоря, разнообразия. В итоге вместо всей ночи мы проторчали там около 4-х часов и свалили в отель.


4. Язык в Перу испанский и вторым признан кечуа - язык инков. На нем говорят в основном в сельской местности, но и городские жители используют некоторые слова индейцев. В итоге я ничего не понимал в перуанском испанском. Мой друг Юри говорил со мной именно на этом диалекте, а потом давал пояснение этим словам, опять используя диалект, чем больше меня вводил в состояние транса. Порой мне казалось, что я не знаю испанского. Особенно когда читал меню в ресторане, там названия блюд на кечуа.


5. Перуанцы любят золото. Не зря же царь инков отдал за свой выкуп много золота, хотя это не спасло его от казни. Некоторые считают, что Эльдорадо - золотое царство - это именно Перу. Золото носят все, даже небогатые люди. У них желтый цвет - цвет империи инков, символ золота - раскрашены стены домов, одежда.
Везде магазины с драгоценностями. Серебро здесь 950 пробы, а золото - 18 карат, то есть 750 пробы. Я хотел переплавить здесь свое обручальное кольцо в 7 грамм из Ташкента (поскольку мне оно уже не нужно), но продавцы, испытав его, сказали, что никакой мастер не будет работать с золотом в 14 карат (583 проба), потому что такое низкое содержание золота никого не интересует. И сказали, что даже на лом покупать не станут. Про белое золото (сплав золота с платиной) они и не слышали.
Магазины предлагают такое разнообразие золотых изделий, что просто глаза разбегаются. Такого ассортимента нет ни в Швейцарии, ни в Германии, ни во Франции. И в целом это доступно, особенно для иностранцев. Я себе заказал серебрянный перстень с черным камнем, позолотой и символом инков. Это около 200 долларов. Но кольцо стоило такого.
(Продолжение следует)



Другие статьи в литературном дневнике: