Второе путешествие в Перу, ч. 2

Алишер Таксанов: литературный дневник

Итак, продолжу рассказывать о своих впечатлениях о поездке в Перу.


1. Тропики. Это сельва - часть Перу по реке Амазонка. Нельзя сказать, что джунгли, но все же это лесистая часть страны с дикими животными. Там где мы были, не обитают крокодилы и пираньи, они находятся ниже по течению реки. Но все равно в воду я входил с опаской. Местные предприниматели организовали катанье на лодках, на скутерах, на "бананах" - надувных прицепах.
Из Лимы в Тарапото лететь больше часа. Аэропорт небольшой. Но миграционная служба есть. Полицейская узрела меня в толпе пассажиров, остановила и потребовала предъявить паспорт. Я в недоумении показал документ, она по телефону куда-то позвонила, сообщила мои данные, после чего вернула паспорт и сказала, что я свободен. Я только пожал плечами. Непонятно, чем я там выделился?
Основной транспорт в Тарапото - мототакси. Ездить на нем забавно. Мотоциклисты гоняют на нем по полуразбитым дорогам как на формуле-1, трясет страшно на ухабах. Есть пару светофоров, а так правил езды не соблюдают.
Из-за высокой влаги постоянно чувствуешь себя мокрым. Жара. Все ходят в шортах и легких одеяниях. Антирепелленты не спасают, и кровососущие насекомые всегда в работе. Я, например, не слышу писка комара, не вижу это противное создание, а потом нахожу на теле укусы. Это место постоянно ноет, чешешь до крови.
В Тарапото спокойно в криминальном смысле. Я не слышал, чтобы здесь грабили или воровали вещи. Но когда-то здесь было опасно из-за террористических групп, в частности, маоистско-коммунистического партизанского движения "Сендеро Луминосо". Они как-то напали на полицейский участок и перебили всех полицейских. Но сейчас этого нет.
Здесь много туристов, причем иностранных. Днем большинство торговых заведений закрыты, лишь столовые и кафе работают, да школы и церкви, официальные структуры. Все из-за жары. А вот с вечера все оживает: открываются магазины, дискотеки, развлекательные заведения, народ шастает по дорогам. И так всю ночь.


2. Были мы в местах грязевых ванн. Туда ехать два часа от Тарапото. Причем надо на пароме переплыть реку. Дороги там ужасные, удивляюсь, как не развалился наш многоместный внедорожник. Сопровождавший нас все эти дни тургид рассказывал интересные вещи о провинции и местных достопримечательностях.
Грязевые ванны - это вулканическая грязь и лечебные воды (бассейны) с разным содержанием солей, вода, кстати, горячая. Пахнет сильно сероводородом. Мы мазались грязью и прыгали по площадке как аборигены с копьями, пока нас снимали на видео с дрона (потом сделали короткий фильм). Это частная зона, поэтому за вход надо платить. В целом, интересное и полезное для здоровья место.


3. Пустыня Наска. От Лимы до Наска ехать почти 7 часов на автомобиле по скоросотной трассе (Панамериканская магистраль). Выехали мы в 5 утра и в 13.00 ч были уже на месте. Пейзаж фантастический - долины, горы, пустыня. Даже видео и фото не передают красоту этого ландшафта.
Что касается самих геометрических фигур, которые видны с птичьего полета, то на самой земле их действительно не различить. Три рисунка я видел на специально обзорной площадке высотой в 20 метров. Дело в том, что к самим рисункам запрещено подходить - они находятся под охраной Министерства культуры; территория огорожена. Там вооруженный охранник следит, чтобы никто не нарушал правила. Вход на наблюдательную вышку платный. Но с этой высоты можно разглядеть фигуры "дерево", "жабу" и "варана". Все фигуры лучше разглядывать с частного самолета, но это надо ехать к аэродрому и выжидать в очереди. 25 минут лета в пятиместном самолетике стоит около 80 долларов. Но нам хватил все рассмотреть с вышки.
Что я могу сказать о фигурах. В советских журналах, что читал еще в детстве, описывались гипотезы, что они предназначены для сигналов инопланетным пилотам или это символы чужой цивилизации. Я почему-то не почувствовал в этом основы тех гипотез; как-то все просто и примитивно. Археолог и историк Мария Райхе, немка, которая 66 лет прожила в Перу и изучала культуру инков, считает фигуры Наска сельскохозяйственным и религиозным календарем, и ничего об инопланетянах не писала. Кстати, ее музей и могила находится в нескольких километрах от рисунков. Она давала схемы, как инки чертили эти фигуры. Так что мои надежды увидеть здесь что-то символизирующее палеоконтакты не осуществились. Уверен, что с высоты лайнера Боинг-767 (10-11 км) эти фигуры уже не различить. Лишь на малых высотах они доступны.


4. Сафари. На границе оазисов и пустыны можно осуществить сафари - гонки на машинах по песку. Конечно, за руль вам сесть не дадут, но быть пассажирами - без проблем. Услуга платная. На машину сели я, моя дочь Мария и ее дядя Юри. Там еще было пять пассажиров. Водитель гонял машину так, что мы орали, но, пристегнутые, не слетали с сидений. Потом на досках катались с дюн вниз; в итоге все мои карманы и кроссовки забились песком, джинсы пришлось стирать. Но впечатлений - полные штаны.


5. В Лиме в одном из бутиков, торгующим восточными сувенирами и одеждой, обнаружил на ветрине телескопическую дубинку и кастеты. Вначале подумал, мол, игрушки из пластмассы. Но продавщица заявила: нет, настоящие. Она извлекла и раскрыла дубинку, протянула мне. Я ощутил тяжесть металла: да, это настоящее оружие. В Швейцарии его не продают, его выдают по месту службы - полицейским и секьюрити, на ношение нужно иметь лицензию, причем через каждые два года экзаменом подтверждать документ. Пистолет в Швейцарии легче купить, чем обычную дубинку. А здесь спокойно ее продают. Как заявила продавщица, да, это оружие, но купить может любой, разрешения не требуется. На кастет тоже самое. Чудеса!
Кстати, в Перу можно приобрести оружие, но только охотничье, спортивные ружья и пистолеты маленького калибра - 22Lr (в целях самообороны дома). Там ограничения - до 3-х штук. В Швейцарии нет ограничений на число оружия в частной коллекции.


6. В Лиме из-за криминала все дома имеют решетки на окнах первого этажа или заборы, причем на вершине выступающие острые концы, или спиральная проволока, или даже с электрическим зарядом (об этом висит предупреждающая табличка). В многоэтажных домах есть секьюрити, который следит за безопасностью. Многие дома оборудованы также видеокамерами.
Мы жили в районе, где криминал незначителен. Но есть места, где туристам появлятся не рекомендуется. В последние годы в Перу действуют банды колумбийцев и венесуэльцев: они грабят прохожих или квартиры, воруют в магазинах, безжалостно убивают тех, кто сопротивляется (мне даже сказали: при встрече лучше отдай кошелек, дай что-нибудь, иначе они от злости просто пристрелят тебя), торгуют наркотиками. Полиция не справляется с растущей преступностью. Все эти люди живут без прописки и регистрации, часто без документов. Многие перуанцы хотят чтобы было как в Сальвадоре, где президент разрешил полиции жестко пресекать преступления, и теперь там спокойно. Даже адвокат Юри, у которого три ствола дома, коллекция холодного оружия, мне жаловался: "У нас все о правах человека, а там просто жизнь человека защищена властью. С преступностью надо бороться жестко и методично".


(Продолжение следует)



Другие статьи в литературном дневнике: