Неудобная история-30
Режим Ислама Каримова
Политический и экономический режим Ислама Каримова, президента Узбекистана с 1991 года до своей смерти в 2016 году, можно охарактеризовать как авторитарный с чертами персоналистского правления и экономическим протекционизмом, ориентированным на государственный контроль. Фактически, Каримов стремился не просто к абсолютной власти, а к превращению республики в личную собственность.
Рассмотрим это время подетально:
1. Политический режим
1.1. Авторитаризм и персонализм.
Прежде всего, Ислам Каримов сконцентрировал власть в своих руках, установив жесткий контроль над всеми ветвями власти. Любые кандидатуры в Олий Мажлис, местные Кенгаши, Кабинет Министров, хокимияты, общественные организации проходили через его администрацию.
Президент был фактически неподотчетен парламенту или суду, а выборы регулярно сопровождались обвинениями в фальсификациях. Более того, законом от 2004 года он освобождался от любой ответственности за совершенные деяния.
Конституция формально провозглашала демократические принципы, но на практике политическая оппозиция была подавлена или запрещена.
СМИ находились под строгим государственным контролем, а независимые журналисты и правозащитники подвергались репрессиям.
1.2. Подавление оппозиции и инакомыслия
Все реальные оппозиционные партии были выведены за рамки закона, включая партию "Эрк", движение "Бирлик". А партии "Озод дехконлар" и "Солнечная коалиция" не были зарегистрированы.
После Андижанских событий в 2005 году (жесткое подавление мирной демонстрации) режим ужесточился: начались массовые репрессии, усилилась цензура и контроль над НПО.
Каримов использовал угрозу исламского экстремизма для легитимации репрессий. И он усилил свой репрессивный аппарат, ссылаясь на происки как Запада, так и исламского мира.
1.3. Культ личности
Со временем вокруг Каримова начал формироваться культ личности: в официальной риторике он представлялся как "отец нации" (Юртбоши, Дода, Хожаин) и гарант стабильности ("Кроме него никого нет", "Если не он, то кто?").
2. Экономический режим
2.1. Централизованная экономика с элементами госкапитализма
После распада СССР Каримов выбрал путь "эволюционного" перехода к рыночной экономике, но с сильной ролью государства. Он разработал 5 принципов, которые оформляли государственный капитализм, который по сути был продолжением социализма. Каримов учился на плановой экономике и не мог внедрить рыночные механизмы.
Ключевые секторы экономики (энергетика, хлопковая промышленность, горнодобыча) остались под государственным контролем. Более того, на ключевые позиции ставились сотрудники силовых структур, что усиливало госконтроль.
В стране сохранялся жесткий валютный контроль и высокая степень регулирования торговли и инвестиций. Существовало несколько курсов валют (клиринговый, биржевой, коммерческий и "черный")
2.1. Протекционизм и автаркия
Власти стремились к экономической самодостаточности и ограничивали иностранное присутствие. В итоге страна замкнулась на себе.
Импорт был ограничен, а экспорт — строго контролировался, особенно стратегических товаров. В начале 1990-х годов Узбекистан переживал гиперинфляцию: в 1992 году — 712%, в 1993 году — 1,079%, в 1994 году — 1,239%.
В период с 2011 по 2016 год объем ПИИ снизился с $3,3 млрд до $1,9 млрд, что указывает на ухудшение инвестиционного климата
2.3. Хлопковая монокультура и принудительный труд
Хлопок оставался основным экспортным продуктом, производство которого часто обеспечивалось с помощью принудительного труда, включая труд школьников и студентов. Практика принуждения пришла с советских времен.
Это вызвало международную критику и санкции со стороны ряда стран и организаций.
3. Общество Узбекистана при Исламе Каримове отличалось жёсткой иерархией, высокой степенью государственного контроля, традиционализмом и неформальными структурами влияния, в том числе клановой системой, игравшей важную роль в политике и экономике.
В 1991 году ВВП на душу населения составлял около $653.
К 2016 году этот показатель вырос до приблизительно $2,713. Несмотря на рост, Узбекистан оставался в числе стран с низким уровнем дохода на душу населения.
3.1. Социальная структура при Каримове
3.1.1. Политико-административная элита
Состояла в основном из лояльных чиновников, выходцев из силовых структур (МВД, СНБ) и региональных элит.
Личное доверие Каримова было важнее профессиональных качеств.
Элита часто была связана с определёнными кланами, имела доступ к ресурсам, госбюджету и контроль над ключевыми отраслями (нефть, хлопок, золото).
3.1.2. Средний класс (условный)
Формировался медленно и в основном состоял из чиновников, предпринимателей, криминальных авторитетов, работников образования и медицины.
Частный бизнес был ограничен бюрократическими барьерами и зависел от неформальных связей с властью.
Финансовые возможности, как правило, были ограничены, особенно из-за жёсткой валютной политики и коррупции.
3.1.3. Крестьяне и сельское население
Большая часть населения - 60% - жила в сельской местности и была вовлечена в хлопковое и зерновое производство.
Часто применялся принудительный труд, включая студентов и госслужащих, особенно во время сбора хлопка.
Доступ к медицине, образованию и социальной защите в сельских районах был ограничен.
3.1.4. Молодёжь
Государство продвигало патриотическое и антисектантское воспитание. Было создано движение "Камолот", которое заменило комсомол, но по сути сформировало ту же организацию. "Камолот" финансировался за счет принудительного отчисления от бизнеса.
Возможности для самореализации внутри страны были ограничены, многие стремились уехать (в Россию, Южную Корею, Турцию), используя фонд "Умид" и другие.
Молодёжь часто рассматривалась как потенциальная угроза стабильности, особенно после волнений в соседних странах.
3.1.5. Религиозные слои
Ислам был под жёстким контролем государства. Независимые имамы и мечети были запрещены.
Религиозные активисты и даже умеренно верующие нередко подозревались в экстремизме и подвергались преследованиям.
Государство поощряло светский ислам и выступало резко против "ваххабизма" и политического ислама.
3.2. Клановая структура
В Узбекистане при Каримове не существовало кланов в прямом этнографическом смысле, но действовали региональные и родственные группировки, основанные на принципах землячества, семейных и политико-экономических связей. В политологии их также называют неформальными сетями влияния.
3.2.1. Главные кланы (по региональному принципу):
- Самаркандский клан
Считается наиболее влиятельным в годы правления Каримова (он сам был родом из Самарканда). Представители: Исмоил Джурабеков, Эркин Халилов, Баходир Матлюбов.
Контролировал администрацию президента, МИД, части силовых структур.
Лояльность к Каримову обеспечивала стабильные позиции.
- Ташкентский клан
Представлен столичными элитами, бизнесом, финансовыми структурами.
Сильные позиции в экономике, связях с иностранными компаниями и банках.
Иногда конкурировал с самаркандским. Представители: Тимур Алимов, Рустам Азимов, Рустам Иноятов, Закир Алматов, Шукурулло Мирсаидов, Уткир Султанов, Абдулхашим Муталов, Мираброр Усманов.
- Ферганский клан
Более религиозно-консервативный, с опорой на густонаселённую Ферганскую долину.
После Андижанских событий (2005) позиции этого клана были значительно ослаблены. Представители: Светлана Артыкова.
- Хорезмский (включая Каракалпакстан) клан, Сурхандарьинский (включая Кашкадарью) - наименее влиятельные региональные кланы.
3.2.2. Особенности клановой системы:
Кланы не были институционализированы, но их влияние ощущалось в кадровой политике, распределении госресурсов и судебных решениях.
Баланс между кланами поддерживался лично Каримовым, который искусно играл на их соперничестве.
Назначения на важные посты часто делались с учетом принадлежности к клану, но только при безусловной лояльности к президенту.
Общество Узбекистана при Каримове было иерархическим, репрессивным и традиционалистским, с мощной ролью государства, слабым гражданским обществом и сильными неформальными структурами влияния. Клановость была неотъемлемой частью системы управления, но строго контролировалась верховной властью.
4. Коррупционный фон и криминал
Коррупция и теневая экономика при Исламе Каримове были системными, глубоко укоренёнными и составляли фундаментальную часть политико-экономического устройства Узбекистана. Они не были случайным побочным явлением — скорее, они встроены в саму модель управления, обеспечивая лояльность элит и контроль над ресурсами.
4.1. Коррупция при Каримове
4.1.1. Вертикальная ("системная") коррупция
Коррупция пронизывала все уровни госаппарата — от районных администраций до центральных министерств.
Деньги «снизу вверх»: местные чиновники собирали деньги с предпринимателей, чтобы отчитаться перед начальством, и часть средств передавалась вверх по иерархии.
Назначения на должности часто сопровождались взятками («купля» должностей).
4.1.2. Семейный контроль и олигархия
Члены семьи Каримова, особенно его старшая дочь Гульнара Каримова, были вовлечены в крупномасштабные схемы коррупции:
- Участие в бизнесе через подставные фирмы.
- Получение "откатов" за доступ на рынок иностранных компаний (особенно в телекоммуникационном и нефтегазовом секторах).
- Контроль над экспортными потоками (хлопок, золото).
Гульнара Каримова в итоге была арестована и обвинена в масштабных преступлениях уже после падения её влияния в 2014 году.
4.1.3. Принудительная «благотворительность»
Бизнес и население систематически обязывали делать «добровольные» взносы на различные государственные нужды — от уборки территории до строительства зданий.
Эти средства часто исчезали в серых схемах.
4.1.4. Судебная и правоохранительная коррупция
Судебные решения и расследования могли «решаться» за деньги.
Органы внутренних дел и СНБ использовались для давления на бизнес с целью конфискации активов («национализация по договорённости»).
4.2. Теневая экономика
4.2.1. Контрабанда и чёрный рынок
Жесткий валютный контроль, многократный курс доллара и запреты на свободный импорт создали обширный черный рынок:
- Обмен валюты осуществлялся нелегально (через чёрных менял).
- Импорт товаров (особенно из Турции, Китая и ОАЭ) шёл через контрабандные каналы.
- Обычные граждане участвовали в «челночной торговле».
- Проституция, игорные дома, наркотики.
4.2.2. Серые зарплаты и двойная бухгалтерия
Компании выплачивали зарплаты частично «в конвертах», чтобы избежать налогов.
Ведение двойной бухгалтерии было нормой даже среди государственных предприятий.
4.2.3. Теневой экспорт и доходы от ресурсов
Часть доходов от стратегических ресурсов (золото, хлопок, газ) оседала в офшорах или распределялась среди узкого круга приближённых.
Хлопковая отрасль работала как «государственный феод» — с централизованным управлением и неучтёнными доходами.
4.2.4. Мигрантские переводы и неформальные схемы
Миллионы узбеков уезжали работать в Россию, Казахстан, Южную Корею.
Денежные переводы в страну шли как по официальным, так и по неформальным каналам (хавала), и часто становились источником обогащения для серых обменных структур.
5. Репрессивная система
Репрессии в Узбекистане при Исламе Каримове были системными, масштабными и многоуровневыми, охватывая как политическую оппозицию, так и религиозные, правозащитные и даже экономические круги. Они являлись основным инструментом удержания власти и устрашения потенциальных противников режима.
5.1. Характер и цели репрессий
Репрессии при Каримове преследовали несколько целей:
- Уничтожение политической оппозиции.
- Предотвращение исламского радикализма (реального и мнимого).
- Контроль над обществом через страх.
- Устранение конкурентов внутри элиты.
- Подавление инакомыслия, включая журналистов, НПО, студентов и даже предпринимателей.
5.2. Ключевые формы репрессий
5.2.1. Политические преследования
Оппозиционные партии, такие как Бирлик, Эрк, были запрещены или маргинализированы.
Их лидеры (Мухаммад Салих и др.) оказались в эмиграции или тюрьмах.
Даже внутри парламента все депутаты представляли либо проправительственные партии, либо были назначены.
5.2.2. Массовые аресты «исламистов»
После середины 1990-х и особенно после терактов 1999 года начались массовые аресты предполагаемых членов ИДУ (Исламское движение Узбекистана), Хизб ут-Тахрир и других групп.
За принадлежность к «незарегистрированным» религиозным течениям можно было получить 10–20 лет заключения.
Реальные доказательства часто отсутствовали — дела фабриковались, признания выбивались под пытками.
5.2.3. Андижанская резня (2005)
Кульминация репрессий: в мае 2005 года в городе Андижан мирная демонстрация против ареста местных предпринимателей была жестоко разогнана армией.
По разным данным, погибло от 170 до 700 человек (по версии правозащитников и дипломатов).
После событий последовали тысячи арестов, закрытие независимых НПО, изгнание западных СМИ и организаций.
5.2.4. Репрессии против правозащитников и журналистов
Люди, занимавшиеся защитой прав заключённых, документированием пыток или коррупции, подвергались:
- арестам,
- вымышленным уголовным делам (наркотики, клевета и пр.),
- угрозам и изгнанию.
Пример: правозащитник Азам Тухтаев или фотограф Умида Ахмедова, лидеры политических движений Санжар Умаров и Нигара Хидоятова, журналисты Улугбек Хайдаров и Джамшид Каримов, Елена Бондарь и Умида Ниязова.
5.2.5. Применение пыток
В СИЗО и тюрьмах пытки были широко распространены:
- избиения, удушение, лишение сна, сексуальное насилие, "пытка кипятком".
Организации Human Rights Watch и Amnesty International документировали эти случаи.
СНБ (Служба национальной безопасности) играла ключевую роль в репрессивной системе.
5.2.6. Контроль за миграцией и образованием
Студенты, обучающиеся за рубежом, часто вызывались на допросы.
Возвращающихся мигрантов могли арестовать по подозрению в "религиозной активности".
6. Экспроприация инвесторов
Уход иностранных компаний из Узбекистана при Исламе Каримове происходил в основном по следующим причинам:
- Системная коррупция на высоком уровне
- Репрессии против партнёров и сотрудников
- Принудительный захват (рейдерство) прибыльных активов
- Отсутствие правовых гарантий собственности и независимого суда
Это создало атмосферу непредсказуемости и страха среди инвесторов. Ниже — обзор наиболее громких случаев.
6.1. Механизмы ухода иностранных компаний
6.1.1. Коррупционные скандалы
Многие компании были вынуждены покинуть Узбекистан после того, как выяснилось, что они участвовали в коррупционных схемах, вынужденных или навязанных сверху. Самый известный случай связан с Гульнарой Каримовой, дочерью президента, которая требовала «откаты» за выход на узбекский рынок.
6.2.2. Рейдерские захваты и экспроприации
Власти или приближённые к ним структуры отбирали бизнес, особенно если компания становилась слишком успешной. Это происходило с использованием силовых структур, налоговых проверок и суда.
6.2.3. Политическое давление и угрозы
Сотрудники иностранных компаний могли быть арестованы или высланы. Репутационные риски для компаний возрастали из-за связей с репрессивным режимом.
Ключевые примеры
- TeliaSonera (Швеция/Финляндия)
Участвовала в телеком-бизнесе через местную компанию Ucell.
Заплатила миллионы долларов в виде взяток компаниям, связанным с Гульнарой Каримовой, за право работать в стране.
После международного расследования (в том числе в США и Швеции) в 2015 году начала уход с рынка Узбекистана, признав взятки.
Потери: сотни миллионов долларов, ущерб репутации, уголовные дела против топ-менеджеров.
- VimpelCom (ныне VEON, Россия/Нидерланды)
Бренд Beeline Uzbekistan.
Также участвовал в коррупционных схемах, связанные с дочерью Каримова.
В 2016 году признал вину в США и выплатил штрафы более 795 млн долларов.
Вынужден был реструктурировать бизнес и подвергся международной критике.
- Carlsberg (Дания)
Производство пива через местную компанию UzCarlsberg.
Столкнулась с административным давлением и ростом антиалкогольной государственной риторики.
Продала долю и ушла с рынка.
- Oxus Gold (Великобритания)
Работала в добыче золота через СП Amantaytau Goldfields.
После успешной работы в начале 2000-х, власти начали давление.
В 2011 году компания была вытеснена из проекта, активы переданы приближённой структуре.
Oxus подала в международный арбитраж и выиграла частично, но фактически потеряла бизнес.
- Nestle
Инвестировала в пищевую отрасль.
В 2000-х столкнулась с бюрократическим шантажом, блокировкой импорта, принудительными "инвестпроектами".
Вынуждена свернуть многие направления.
6.2.4. К середине 2010-х Узбекистан стал фактически закрытым для серьёзных иностранных инвесторов (кроме Китая и России). Большинство западных компаний свернули деятельность или ушли полностью, опасаясь:
- непредсказуемости системы,
- высокой коррупции,
- попадания под международные расследования.
Эта изоляция затормозила развитие технологий, инфраструктуры и нормального рынка в стране.
7. Индекс Джини
Индекс Джини при Исламе Каримове официально почти не публиковался, и достоверных открытых данных изнутри страны почти нет — это объясняется закрытостью режима и манипулированием статистикой. Однако на основе международных источников и косвенных оценок можно дать ориентир.
Несмотря на кажущуюся умеренность, реальные масштабы неравенства были занижены официальной статистикой по следующим причинам:
- Сильная теневая экономика — богатство не отображалось в декларациях.
- Клановая и региональная структура — ресурсы концентрировались в руках узких элит (Ташкент, Самарканд, Фергана).
- Ограниченный доступ к образованию и медицине вне центра — усугублял различия.
- Формально бесплатные услуги (образование, жильё) скрывали реальную бедность сельских районов.
Уровень социального неравенства при Каримове был выше, чем показывали официальные данные, и увеличивался на фоне:
- усиления авторитаризма,
- консолидации ресурсов в кланах,
- выдавливания малого и среднего бизнеса.
Фактически, реальный Джини мог быть ближе к 0.4 в последние годы правления, но точную цифру скрывала цензурированная статистика.
В 2003 году уровень бедности достигал 99,1%.
К 2016 году этот показатель снизился, но значительная часть населения продолжала жить за чертой бедности.
8. Zeromax: Империя из тени
Zeromax GmbH — швейцарская компания с крайне закрытой структурой собственности, фактически контролировала ключевые сектора экономики Узбекистана в 2000-х годах. С ней напрямую ассоциировался Мирадил Джалилов, бизнесмен, имевший тесные связи с семьёй Ислама Каримова и, по неофициальной информации, был связан с Гульнарой Каримовой, старшей дочерью президента.
8.1. Чем владела Zeromax
В пик своего влияния Zeromax:
- контролировала газовую и нефтяную промышленность (в том числе поставки оборудования и подряды с "Узбекнефтегазом"),
- владела активами в хлопковой отрасли, строительстве, металлургии, пищеобработке, логистике, отелях и даже спортивных клубах,
- имела монопольные или доминирующие позиции в экспортно-импортных операциях,
- участвовала в многомиллиардных госконтрактах без прозрачных тендеров.
По сути, компания действовала как неформальный “государственный холдинг”, при этом юридически оставалась частной и неподконтрольной парламенту или обществу.
8.2. Кто такой Мирадил Джалилов?
Мирадил Джалилов — предприниматель, возглавивший Zeromax и ставший ключевой фигурой в экономической вертикали клана Каримовых. Он жил между Узбекистаном и Швейцарией, контролируя активы за рубежом.
Был известен как теневой "кассир" клана", координировавший международные сделки и отмывание средств через зарубежные структуры.
После падения влияния Гульнары Каримовой в 2010–2013 гг. оказался в опале, а Zeromax обанкротилась при загадочных обстоятельствах.
8.3. Уничтожение Zeromax и зачистка следов
В 2010 году, на фоне усиления внутрисемейного конфликта в окружении Каримова, компания внезапно объявила о банкротстве в Швейцарии. Все её активы в Узбекистане были национализированы, но никакие расследования не проводились.
Тысячи сотрудников остались без работы.
Внешние партнёры (в том числе из Германии и Турции) потеряли многомиллионные инвестиции. Сумма до $5 млрд.
Вся документация о структуре собственности осталась засекреченной.
Это стало примером режимного подхода к экономике: когда бизнес процветал только при лояльности к власти, а в случае утраты политического "крышевания" моментально исчезал.
8.4. Символы каримовской эпохи
Zeromax и Джалилов — символ олигархического капитализма по-узбекски, в котором гигантская экономическая империя могла быть создана, функционировать и исчезнуть, не оставив юридических следов. Это подчёркивает тотальную непрозрачность, коррупцию и отсутствие институциональных гарантий собственности в Узбекистане при Каримове.
Другие статьи в литературном дневнике: