Гении и злодейство

Лобанов Александр: литературный дневник

Летом, когда готовился к сессии, чтобы не затосковать, читал наискосок книгу Алексея Щербакова «Гении и злодейство». Название, конечно, привлекло, но содержание ему не соответствовало. Злодейств я не увидел. Вместо них – унылое журналистское копание в мрачноватых и сомнительных деталях биографии крупных русских писателей XX века. Особое внимание в книге уделено тому, как «на самом деле» складывались отношения с советской властью литераторов, которых принято считать опальными. Уже с самого начала было понятно, что писателей автор не любит (ну, а что ещё можно ждать от мудописа-журналиста). Конечно, как и во всех подобного рода «разоблачениях», досталось Булгакову, досталось Пастернаку, досталось Мандельштаму, досталось Солженицыну. Мандельштам был представлен трусливым неженкой; что Щербаков написал про остальных, я уже не помню точно, да и не хочу вспоминать. Автор с удовольствием малевал своих героев малодушными и тщеславными приспособленцами, в чём, похоже, и заключалось их «злодейство», кричаще вынесенное в заголовок высера. Помимо прочего, журнализд решил блеснуть филологической компетенцией и проехался по стихам Мандельштама, усомнился в его значимости как поэта на великолепном просто основании – его, якобы, сейчас никто не читает, даже превозносящая его либеральная интеллигенция, видите ли, не знает и не помнит конкретных его стихотворений. Знание темы и аргументация (и то, и другое на уровне автослесаря) делают эту книгу замечательным чтивом для людей, имя которым – Совки и Быдло. Очень рекомендую. Люблю рекомендовать людям ту ху.ету, которая доставит искреннее удовольствие именно им.



Другие статьи в литературном дневнике: