Имя собственное

Татьяна Лестева: литературный дневник


Меня всегда интересовало, что же означает фамилия Лестев. Трактовка её происхождения от слова «лесть» отвергалась сразу: не было мягкого знака в фамилии. Однажды учительница французского языка, преподавательница университета, - Елена Николаевна – в десятом классе сказала мне по собственной инициативе, что её заинтересовала моя фамилия, в которой ей чудятся французские ноты – «л ’ест», что в переводе означает запад. Она спросила, нет ли у нас родственников французов в роду. Насколько я знала, родственников французов в роду не было. Дед по отцовской линии происходил из донских казаков, родился в станице Кепинской Сталинградской ( в то время) области. Вот и вся информация. А что означала фамлия никто не знал.
Когда же я писала книгу об истории семьи « Путешествие по семейному архиву» и решила в Интернете поискать однофамильцев, то нашла форум znachenie.ru. Вот там-то мне и удалось получить следующую информацию: « Значение фамилии Лестев
Фамилия семинарская, книжная, так же как и Гумилевский: в ее основе латинское слово гумилис - смирный. Любопытно, что эта искусственная фамилия существует в двух формах - одна русская (или церковнославянская), а другая латинская - Смирнитский, Смиренский- Гумилев, Гумилевский. Другие примеры: Благоволим, Доброхотов - Беневоленский; Доброписцев - Бенескриптов; Законов - Юстицкий; Звездинский - Стеллецкий; Красновский - Руберовский; Лестев - Бландицкий;»
Церковное происхождение этой фамилии подтверждает также название чёток – лестовка, ведущее, по-видимому, своё происхождение от этого же латинского слова -
«humiles». В небольшой статье Д. Соколова, опубликованной в номере за июль-август 1900 года журнала «Миссионерское обозрение» « Что такое чётки или лестовки» автор, ссылаясь на «Четьи- минеи» Святого Дмитрия Ростовского за 1852 год, сообщает, что многие монахи были неграмотными. Поэтому и появились лестовки и чётки. Соколов в этой статье подробно описывает устройство лестовки, которая «имеет в себе четыре лапостка, в коих исповедуются четыре евангелиста, обшивка у лапостков – евангельское учение, между лапостков семь передвижек в знак семи церковных таинств; где связана лестовка по три ступеньки и в лестовке три крупных, то значит девять чинов ангельских.От связки простое место – земля, затем двенадцать бабочек – 12 апостолов с господом по земле ходили. Тридцать восемь бабочек – тридцать восемь недель пресвятая Богородица во чреве Христа носила, тридцать три бабочки – тридцать три года Господь по земле ходил, 17 бабочек – 17 пророчеств о нём было». Вот такая лестовка, сохранившаяся у раскольников и единоверцев облегчала неграмотным монахам постижение догматов христианства. «По ней и другие отбивали поклоны», как написано в этом Миссионерском обозрении
Прочитав эту информацию, я вспомнила много лет спустя учительницу французского языка -Елену Николаевну, почувствовавшую латинские корни в моей фамилии.
Итак, первый шаг был сделан. Окрылённая успехом, набираю в Интернете фамилию Лестев, нахожу многочисленные данные о Дмитрии Александровиче Лестеве, начальнике политуправления Западного фронта, погибшем при обороне Москвы, информацию об Александре Михайловиче Лестеве, своём родном брате, профессоре, , и даже о племяннике
Михаиле Александровиче Лестеве, выступившем с докладом на конференции по теоретической механике. Иногда попадаются другие Лестевы от директора музыкальной школы в Липецкой области, до художника из Уфы и даже георгиевского кавалера, Дмитрия Лестева. Но это всё современники. А меня ж е тянет вглубь веков, где-нибудь после 1800 года чтобы выяснить, откуда же появились на Дону Лестевы в начале девятнадцатого века, откуда была переселена семья прапрадеда – Никиты Лестева, обосновавшегося в станице Кепинская. В Памятной книге Петроковской губернии за 1913 и 1914 года нахожу информацию о Лестеве Михаила Николаевич, офицере 4-го Казачьего полка, погибшем в 1914 году в Бендине во время 1-ой мировой войны. О, да это оказывается родной брат моего деда. А вот и ещё один Дмитрий Лестев – георгиевский кавалер 3-ьего Донского Казачьего полка, эмигрировавшего вместе с ним во Францию после революции, награждённый орденом в 1922 году. Всё это , конечно, интересно, но мне бы вернуться лет на 150 назад, в период от 1750 до 1800 года. Наконец, проблеск удачи мелькнул на горизонте. Сначала нахожу священника Исаакия Лестева, рановато , конечно, он служил, в восьмидесятые годы 19 века, однако, появилась тоненькая ниточка – из Поволжья он родом. А область войска Донского заселялась в том числе и жителями Поволжья. Конечно, на вольный Дон бежали крестьяне со всех сторон страны, не выдерживающие гнёта крепостничества , но тем не менее…
Ищу дальше. И нахожу двух Лестевых: Елпидифор Лестев и Евтихиан ( в миру Лестев). Оказывается это одно и тоже лицо: Елпидифор Лестев, сын священника Нижегородской епархии, с 1798 года обучался в Нижегородской духовной семинарии, 11 магистр 1-го курса ( 1809-1814 г) Петербургской Академии, 28 июня 1819 года был пострижен в монахи и принял имя Евтихиана. Прикидываю его возраст: ориентировочно родился в период с 1775 по 1785 год. Следовательно, возможным годом рождения его отца были годы от 1760 и ниже, поскольку неизвестно, каким по счёту ребёнком был Елпидифор в семье. Нахожу об иеромонахе Евтихиане массу литературы, и воспоминания воспитанников Воронежской духовной семинарии, где он ректорствовал в тридцатые годы девятнадцатого века, и данные о его биографии в словаре А.С. Родосского, и упоминания в рассказах о митрополите Антонии, и информация в Епархиальных ведомостях… Встаёт образ высокого мужчины , с детских лет тянущегося к знаниям, исполнявшего обязанности библиотекаря во время учёбы в Академии, знавшего наизусть библию на пяти языках и цитировавшего её по памяти(!), при этом наделённый критическим аналитическим умом, сопоставлявшим некие несуразности сей священной книги, и рассказывающий о них учащимся семинарии. А при этом ещё остроумие и свободолюбивый дух, неприятие начальственных указующих перстов в тех сферах, за которые отвечал он сам. Наш человек! Узнаю в нём фамильные черты рода Лестевых! Сожалею, что постригся в монахи, вместо того, чтобы продолжить род…но о нём напишу отдельно. Пока меня интересует его отец и дети его отца, из какого конкретно места Поволжья они родом, и не переселялись ли они на Дон в момент его заселения. Пишу в Нижегородскую семинарию, пишу запрос в Петербургскую духовную академию, пишу в Нижегородскую епархию. Пока молчание в ответ, ни малейшего колебания воздуха, но надежда умирает последней, есть ещё и архивы…
Итак, резюмируя вышеизложенное, первый шаг в поисках имени собственного сделан:
Знаем несколько поколений предков ( спасибо деду, оставившему дневник), знаем происхождение фамилии, знаем, где она появилась, знаем однофамильцев, есть поле для продолжения поисков… Изыскания продолжаются!
Теперь об имени. Татьяна – греческое имя, означающее устроительница, учредительница. День ангела – 25 января – ко мне отношения не имеет, родители были атеисты. Нас не крестили. Почему же так захотелось родителям присвоить мне имя со значением учредительницы и устроительницы? Вот с мужскими именами всё было ясно: в семье Лестевых была традиция называть мальчиков в честь деда, а тот в свою очередь называл их именами своих братьев: Мой отец назван в честь дяди Михаила, есаула, погибшего в 1914 году, его старший брат Димитрий в честь брата деда, умершего от болезни, мой отец называет сына Александром в честь деда, тот своего сына называет Михаилом в память о деде и т.д. Трвдиция. Но откуда же Татьяна? Вопрос тем более интересный, что и младший брат отца уже после моего появления на свет наречёт и свою дочь Татьяной. Две Татьяны Лестевых. Не спросила я у родителей, увы!, когда они были живы. К счастью, нахожу ответ в дневнике своего деда, который его дочь -Вера Александровна Лестева- не только сохранила, но и передала в музей истории и реконструкции Москвы для пущей сохранности. Оказывается, бабку моего деда - звали Татьяна. И участвовала она вместе с мужем Никитой Лестевым в заселении Кавказа, переселена была в станицу Усть-Лабинская, где имела землю, да не захотела жить в горах: « Куда ни глянешь всё горы, да горы,,,», потянуло её на русские просторы, и настояла она на возвращении в родимую станицу Кепинская, где и упокоилась. Вот такая-то была учредительница и устроительница Татьяна Лестева ( девическую фамилию, увы! не знаю).
Итак, истина в какой-то мере восстановлена. Но поиски продолжаются.
К чему я всё это пишу? В детстве, юности мы мало интересуемся историей семьи, вполуха слушаем рассказы родителей и бабушек, пропускаем мимо ушей разговоры взрослых об ушедших временах и людях. А нет, чтобы остановиться, послушать. Записать в тетрадочку… Придёт время, и эти записи будут бесценным сокровищем для будущих поколений.
«Каждому чоловекови читание гистории есть барзо потребно: бо когда бы не описано и свету не подано, зараз бы с телом всё сходилось в землю, и люде бы як во тме будучи не ведали, що ся прошлых веков деяло» - написал в Густинской Летописи Иеромонах Михаил Павлович Лосицкий.
И я попыталась подтвердить его слова следующим стихотворением:
Страницы прошлого листая,
Мы видим негасимый свет:
Ведь память свято сохраняет
События ушедших лет.


И снова чувства все в смятении,
Знакомых лиц кружится сонм,
Но уже в новом измерении…
А к горлу подступает ком.


Воспоминанья птичьей стаей
Взметнулись, сердце разбудив.
В нём никогда не умолкает
Любви и дружбы лейтмотив.


«Иных уж нет, а те далече…»
Но слово, как и время, вечно.


ЗНАЙ, ПОМНИ И ЧТИ ИМЯ СОБСТВЕННОЕ!

И в заключение в свете сказанного несколько слов об Имени СОБСТВЕННОМ и виртуальных никах, под которыми резвятся на всевозможных форумах их посетители.
Когда я впервые вошла на форум Литературной газеты, зарегистрировавшись, естественно, под собственным именем, была удивлена, что 99 % участников спрятались под какими-то кличками. Вроде бы форум человеческий, а не выставка кошек и собак! Как-то обратила внимание на высказывание ника «Михалыч»: « И не боятся называть свои имена?» Ответила ему, естественно, чего же нам бояться. Но анализ сообщений на форуме поверг меня в состояние неизбывной грусти. Одни боятся «открыть личико», дабы глупость по словам Петра 1-го была видна, другие закрываются маской Ника, чтобы вылить как можно больше ушатов грязи на Россию и русский народ, третьи - создают себе дутый рейтинг, разговаривая сами с собой под различными Никами, четвёртые – это посто флудмейкеры, выполняющие за 30 серебреников грязную работу по обслуживанию хозяев: музыку заказывает тот, кто платит. И хочется задать всем этим категориям вопрос, а как вы относитесь к ИМЕНИ СОБСТВЕННОМУ, что оно для вас значит, бережёте ли выего, как и честь смолоду?
«ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ ( СВОЁМ)?»



Другие статьи в литературном дневнике: