Заключительное заседание Продолжение

Татьяна Лестева: литературный дневник


28 мая 2008 г.
За прошедшие после дня космонавтики, ознаменовавшей для меня знакомство с поэзией Ю.М. Шестакова, была на многих встречах с поэтами и писателями, в лито «Чайка» и «Соратники», несколько раз посетила мастер-классы ( модное в наше время словосочетание) в объединении «Слог» под руководством Игоря Деордиева и Александра Давыдова, пару раз в составе «поэтического десанта» читала стихи ветеранам ( Самая благодарная публика, особенно ценящая патриотические стихи!), секцию прозаиков, отметивших годовщины перехода в мир иной Фёдора Абрамова и Глеба Горышина, заключительный вечер в концертном зале Музея А.С. Пушкина Ирэны Сергеевой на Мойке 12 и, наконец….
Двадцать седьмого мая в день рождения города Санкт- Петербурга, день памяти Кирилла и Мефодия, день библиотечных работников состоялось заключительное заседание секции поэтов Союза писателей России под руководством Ю.М. Шестакова. В преддверии летних каникул, отпусков, творческих взлётов каминный зал союза писателей был полон. Заседание открыл Юрий Михайлович практически без опоздания, сообщил программу действа, которая включала – прослушивание стихов Екатерины Кольбуш, затем по традиции – просмотр кинофильма в зале бывшего текстильного института и неофициальную заключительную часть двух творческих семестров.
Екатерина Кольбуш. Из-за стола встала невысокая «перекисная блондинка», сообщившая, что поскольку она недавно имела честь ознакомить присутствующих со своим творчеством, то она ограничится прочтением только тех стихотворений, которые были написаны в 2008 году. Я слушала её впервые, поэтому артистичная манера чтения стихов привела меня в некоторое недоумение. Как говорится, читала их она « с выражением», постоянно щурилась и даже закрывала глаза. Я даже подумала, не слепа ли поэтесса. К счастью, оказалось, что нет: то ли это была аристократическая манера смотреть на мир чуть прищуренным взором, то ли нежелание видеть своих коллег по цеху, то ли попытка скрыть своё волнение…
Все стихи она читала по памяти, и количество стихотворений, позволявшее судить о творческом потенциале за короткий срок текущего года, впечатляло. Впечатляли темы и образность поэзии. Стихотворения лились от тоненького бытового ручейка семейной жизни поэтессы, не лишённого юмора, постепенно усиливаясь и поднимаясь до патриотической темы, драматического отображения жизни современной России, реверанса в сторону Ю.М. Шестакова, по-видимому, учителя поэтессы, и восходя к вершинам духовности. Увы и ах! И здесь духовность виделась только в божественных помыслах и ничтожности человека. «Ну, просто эпидемия, - подумала я.- Всех поэтов потянуло в православие, не видят других путей спасения России, возврата страны к былому величию». Грустно очень.
Но вернусь к поэзии. Несомненно, стихи были написаны поэтом, для которого образность не пустой звук. К сожалению, книги Екатерины Кольбуш у меня нет, на слух всё не упомнишь, но несколько строчек я всё же записала, например:
«Январь трудился как китаец…»,
«Только с тобой я стерва отменная»,
Была ещё пляска на ковре из мужчин, и совершенно потрясающее по контрасту стихотворение «Праздник», в котором речь идёт о стремлении к..самоубийству! «Тот ещё праздник», - подумалось мне.
Юрий Михайлович Шестаков ответил посвящённым Екатерине Кольбуш стихотворением «Равновесие», в котором шла речь о силе равновесия. Отрицая как физико-химик термин «сила равновесия», поскольку в состоянии равновесия речь может идти только о равенстве противодействующих сил, следует воспринимать, по-видимому, этот образ как символ постоянства таланта поэтессы вне зависимости от формы и содержания стихотворения. «Кукушка хвалит петуха»,- бросил кто-то из зала реплику. Шестаков достаточно жёстко пресёк крамолу, сообщив слушателям, что поэты должны писать друг другу ЛИТЕРАТУРНЫЕ произведения, подчеркнув слово литературные, и предоставил слово барду Борису Краснову, исполнившему под аккомпанемент гитары две песни на стихи Кольбуш. Ну, к бардам, у меня отношение особое, я об этом уже писала, так что не буду повторяться. Зал взорвался аплодисментами! Не думаю, что было сказано новое слово в вокале или гитарных аккордах, но, поскольку у поэтов и музыкантов одна муза – Евтерпа, то не будем взвшивать и определять соотношение аплодисментов: музыке – столько-то процентов, музыке стиха столько- то, за исполнительское мастерство – столько то …
Впереди был «по традиции» фильм длительностью 21 минута и пятнадцать секунд. Я присутствовала впервые на этом форуме, поэтому традиции кино-поэзии мне были неизвестны. Но тем интереснее, что же за фильм ожидал нас.
Кинозал бывшего текстильного института произвёл очень приятное впечатление: амфитеатром поднимающаяся вверх полукруглая аудитория с рядами удобных синих кресел со столиками была, похоже, недавно отремонтирована. Компьютер и экран ждали дискету с фильмом. Ю.М. Шестаков, автор сценария и режиссёр, ожидал своих соавторов по фильму. Создатели несколько запаздывали, первым пришёл композитор, затем оператор. Погас свет, и на экране появилось чудо- круговая радуга.
Начался фильм. Дивной красоты пейзажи русской природы сменяли друг друга, за корабельными соснами открывалась река, цветущую весну сменяли в «багрец и золото одетые леса», медленно падали на землю кленовые листья, на горизонте пейзажа белела церквушка или часовенка, периодически появлялась круговая радуга, центр которой прорезал острый пик то ли колокольни, то ли часовенки. Не обойдены вниманием были и достижения науки: через эту радугу взлетала в космос ракета, отдавая дань космическому веку. Пейзажи русской природы радовали своей неповторимой красотой, которую не омрачила и вспорхнувшая стая воронья. Красивые пейзажи, прекрасная операторская работа, дивный видовой фильм. Иногда появлялся и создатель фильма то за письменным столом в кабинете, то купающийся в озере, то склонившийся над книгой Флоренского. И хотя внешний вид автора сценария и режиссёра, возможно, не в полной мере соответствовал идеалам славянской красоты, но высокой духовности он, несомненно, отвечал. За кадром звучали очень красивые стихи, отражающие как красоту русской природы, так и раздумья автора о предназначении человека, о его роли в мире… Тихо лилась мелодичная музыка, женский голос исполнил романс на стихи автора, также мелодичный и умиротворяющий. Автор искал ответ на вопрос о предназначении человека в единении с природой как символе возрождения, опираясь на круговую радугу, как нечто необыкновенное, чудо, дарованное небесами. И круговая радуга как бы делила мир на две части – чистой духовности, которую подчеркивала церквушка в её центре, и нечистого грязного бытия современности, остающейся за внешними границами этого очерченного радугой круга.
Ответ на вопрос был найден: предназначение человека, его спасение в служении православному богу. И как апофеоз на экране появился крестный ход на пасху. Сытые и довольные служители клира с иконами и хоругвями обходили стены монастыря в сопровождении православного населения, преимущественно женщин с покрытыми платочками головам, детей, но представители сильного пола тоже появлялись изредка в кадрах. Не знаю, разрешается ли церковными канонами киносъемка в храме божьем или нет, но вот в лицах служителей культа, как мне показалось, светилось не божественное благолепие, а весьма земное тщеславие, нескрываемая радость от возможности узреть свой отнюдь не священный лик на экране в кадрах фильма. Во всяком случае, у меня сложилось такое впечатление от увиденного. Итак, ответ на поставленные вопросы найден: предназначение человека, созданного, если верить библейским сказаниям, по образу и подобию божьему, в служении создателю, и в этом и заключена правда и цель чуда, имя которому «СВЯТАЯ РУСЬ».
Неплохой фильм создал Юрий Михайлович Шестаков с коллективом соратников во славу православия и служения господу богу. Фильм, который по паву мог бы демонстрироваться в православных храмах или культурных центрах. Вспыхнул свет. Автор обвёл аудиторию взглядом, в котором светился немой вопрос и надежда. « Обсудим? – спросил он. – время до начала третьей части вечера есть».
Обсуждение следует.



Другие статьи в литературном дневнике: