Оникс Тайная вечеря Б. Челлини в Ватикане

Борис Вугман: литературный дневник

Одежда первосвященника, описанная в Библии (Исход, главы 28 и 39), включала в себя несколько священных предметов, каждый со своим символическим значением. Главными элементами были: ефод, наперсник, верхняя риза, льняной хитон, кидар (головной убор) и пояс.
Подробное описание:
Подробное описание:
Ефод:
Специальная верхняя одежда, надеваемая во время богослужений, сотканная из золотой нити, виссона (тонкого льна) и шерсти голубого, пурпурного и червленого цветов. Ефод состоял из двух полотнищ, соединенных на плечах нарамниками, на которых крепились камни оникс с именами колен Израилевых.
Наперсник:
Квадратная, богато украшенная нагрудная пластина, прикрепленная к ефоду. В нем были вставлены двенадцать драгоценных камней, на каждом из которых было выгравировано имя одного из колен Израилевых. В наперснике также находились Урим и Туммим, использовавшиеся для получения Божественных указаний.
Верхняя риза (Меиль):
Длинная одежда голубого цвета, на подоле которой располагались золотые колокольчики и гранаты.
Льняной хитон:
Нижняя одежда, льняная, подпоясанная кушаком.
Кидар:
Головной убор, возможно, тюрбан, отличающийся от головных уборов других священников.
Пояс:
Был очень длинным, сплетенным из золотых нитей, виссона и пурпурной шерсти.
Символическое значение:
Одежды первосвященника имели глубокое символическое значение, указывая на его роль посредника между Богом и народом Израиля, а также на его духовные качества. Золото, драгоценные камни, цвета и формы одежды символизировали славу, святость, красоту и величие Божьего дома.



Одна из наиболее известных историй с сардониксом связана с именем Бенвенуто Челлини:


Однажды он исчез из Ватикана, прихватив с собой золото и драгоценные камни, выданные из папского хранилища для работы. Отсутствовал достаточно долго, что возбудило гнев их святейшества. Когда Челлини объявился, его встретили следующими непарламентскими выражениями: «О! эти художники! вечные посетители кабаков, друзья развратных девок, шумные буяны, кропатели злых эпиграмм, подонки общества, язычники, а не христиане».


В качестве оправдания Челлини предъявил кипарисовый ларец, содержимое которого папа разглядывал с большим вниманием. Это был многоцветный сардоникс, на котором художник вырезал евангельский сюжет — тайную вечерю. Причем сделал это с присущим ему блеском и талантом, а может быть, даже превзошел самого себя. Все пятна, цвета и прожилки камня он использовал для характеристики персонажей. Христос оказался в белом одеянии, апостол Иоанн — в голубом, Пётр — в красном, а Иуда, конечно, в мрачном темно-коричневом хитоне. Более всего папу поразила мысль, что сардоникс валялся на земле много лет и никому до него не было дела. Но вот пришел художник, коснулся камня своим незатейливым резцом — и сотворил чудо.


Бенвенуто Челлини был прощен и провозглашен любимейшим сыном церкви. Его шедевр отнесли в собор апостола Петра и выставили в алтаре главного притвора. Здесь он находится по сей день вместе с другими великолепными геммами, вырезанными гениальными художниками во все времена…


— Ахметов С. Ф. Беседы о геммологии. — М.: Молодая гвардия, 1989. — 237 с. — ISBN 5-235-00499-X. стр. 125



Другие статьи в литературном дневнике: