Благоговейное удивление Пурпур и золото Исхода

Борис Вугман: литературный дневник

Пурпур и золото Исхода
Благоговейное удивление Пурпур и золото Исхода


Когда читаешь описание облачения первосвященника (Библия,книга Исход, глава 28. стихи 1-34) — кажется, будто попал в мастерскую византийского ювелира!
Золотые нити, пурпур, червлень, драгоценные камни, оправленные в золото, гравировки с именами колен Израилевых… Всё это — не в стенах дворца, не в храме Александрии, не под куполом Софии Константинопольской и не в сияющих залах нового московского храма. А под шатром — в синайской пустыне. Не император, а Моисей. Не мастер гильдии, а бредущие в толпе ИСХОДА" - Бецалель — сын Ури, внук Хура.


Как могли те, кого мы привыкли называть рабами, уйти в пустыню с таким знанием? Кто научил их прясть пурпур?
Кто дал им искусство резьбы по ониксу и другим драгоценным каменьям?
Кто вложил в их руки тайну золотой нити?


Ведь вошли сыновья Якова в Египет простыми скотоводами и примитивными земледельцами.


В Древнем Египте они назывались "авадим" — слуги, подневольные. Но не стали они там невежественными. Очень даже наоборот!
Их невежество — это наше недоразумение. Рабство в современном смысле не передаёт того, чем была их зависимость от фараона. Они — угнетённые, но не сломленные. Знавшие унижение, но обучившиеся мастерству.


Скиния Завета — не просто шатёр. Это — манифест памяти. Искусство, принесённое из Египта, не исчезло. Оно было осмыслено заново. Оно стало языком веры.


И чем больше я вчитываюсь в строки Писания, тем яснее понимаю: народ исхода — это не толпа беглецов. Это — носители великой тайны. Народ, ушедший из угнетения не с пустыми руками, а с ремеслом, красотой и золотом. С тем, что и поныне вызывает благоговейное удивление.
Исход вынес из Древнего Египта то, что стало, в самом Египте, пеплом древнейшей и мудрейшей цивилизации!
Где-то в сознании, всплывает ассоциация об "исходе" евреев из СССР.
В Израиле, именно евреи из СССР стали основой его становления!




Другие статьи в литературном дневнике: