Марина Зотова прообраз русской Богородицы

Борис Вугман: литературный дневник

Марина Зотова образ русской Богородицы
М. Горький, Марина Зотова и Старуха Изергиль
Женщины в период общественного безумия.
От Старухи Изергиль до Марины Зотовой


Женщины в водоворота умопомрачения Французской революции
В предыдущей работе я рассматривал образ женщины в период «общественного умопомрачения» эпохи Французской революции. Шарлотта Кордэ, жертвуя собой, пытается уничтожить чудовище — кумира толпы, редактора бульварной газетёнки Марата. Между тем Марату оставалось жить недолго: он страдал тяжёлым заболеванием кожи и мог существовать лишь, погружённый в ванну с тёплой водой. Шарлота Кордэ прекрасно осознаёт, что беда Франции в слабом Короле. Именно в силу этого она принимает на себя убийство провокатора, разрушающего Французскую Империю! Порождающего безумие толпы!


Убийство одного чудовища не изменило хода событий — цунами обезумевшей толпы уже обрушилось на Париж. Толпа вскоре потребовала нового вождя и получила его. Самопожертвование Кордэ напоминало попытку остановить морскую волну хрупким телом.


Логические аналогии революций
Французская и Русская революции, если взглянуть на них с точки зрения статистической теории распознавания образов, поразительно схожи: уровень корреляции их событий высок. Когда-то подобные алгоритмы применялись для моделирования в геологии; современные же системы ИИ открывают возможности нового понимания природы массового безумия. Но это дело будущего — для молодых авторов, владеющих современными методами анализа истории. От традиционной исторической школы в этом направлении ждать нечего.


Марина Зотова М. Горького жертва слабости русского царя
На этот раз я хочу рассмотреть иной тип жертвы — не женщину, которая борется с чудовищем, а женщину, ставшую жертвой авантюризма и алчности в эпоху «слабого царя». Такова Марина Петровна Зотова — героиня романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина».


Многие литературоведы считают, что Горький до конца жизни не завершил образ Марины Зотовой. Это ощущается в тексте: линия героини оставлена незавершённой.


Можно ли видеть в Марине Зотовой попытку Горького омолодить Старуху Изергиль? Или это попытка создать русскую версию той женщины — красавицы и умницы, что в юности блуждала по бессарабской степи? Горький унёс ответ с собой. Но я попробую наметить путь Марины Зотовой в водовороте безумия, охватившего Россию в годы ослабления монархии.


По сюжету романа Марина по не вполне ясным причинам выходит замуж за пожилого, но богатого человека из провинции. После его смерти она наследует его состояние и становится, к изумлению, духовным лидером секты хлыстов — местной «Богородицей». Племянник её покойного мужа, Безбедов, остаётся без наследства, хотя, похоже, влюблён в Марину. Она помогает ему, но держит на расстоянии.


Марина Зотова делает попытку использовать свой капитал для коммерческой деятельности с промышленниками Англии. Но тут попадает в поле зрения российских рэкетиров и мошенников. С этого момента судьба Марины всё больше напоминает не судьбу юной Изергиль, а путь Ларры — одиночки, изгнанного из мира людей. Марина оказывается незащищённой в условиях слабого царя, обременённого непомерным Госдолгом.


Характеристика Марины дана через слова петербургского прокурора. Он прибывает в городок, чтобы обеспечить передачу её богатства не родственнику, а царской казне, обременённой долгами после Крымской и Русско-японской войн. На фоне долгов в сотни миллионов долларов приватизация имущества Зотовой обещает поступления — а для коррумпированных дельцов важна сама возможность грабежа.


Марина Зотова — женщина умная и начитанная. В её доме находят религиозные книги, труды Маркса с пометками, американские издания об эволюции материи. Всё это говорит о её пытливом уме. Но она не поняла простого: быть богатой в стране слабой власти опасно. Там, где царь слаб, царствуют рэкетиры и рейдеры.


Горький оставил без ответа главный вопрос: какова истинная природа её «богородичества» в секте хлыстов? Стать главой такой секты не так просто: тут либо Горький допустил художественное преувеличение, либо не до конца разобрался в традиции.


Загадка бездетности героинь М. Горького
И наконец — загадка, которая проходит через всё творчество Горького: почти все его героини бездетны. Быть может, в его представлении женщина отождествлялась не с материнством, а с чем-то иным — страстью, одиночеством, жертвенностью? Возможно, он хотел создать образ новой «Богородицы» — не небесной, а земной, русской.


Откровенное приспособленчество к общественному
умопомрачению Клима Самгина
Клим Самгин оказывается втянут в эти интриги, а трусость заставляет его предать Безбедова. Самгин типичный представитель русской элиты "непротивление злу, насилию". Такие, как Клим Самгин не способны защитить свою "патроншу" от киллера. Также, как и она женщина-предприниматель не способна понять звериную изнанку "слабого царя"!


Эти вопросы не решить индивидуальным анализом. Но я уверен: писатели будущего, объединив усилия и используя ИИ, смогут понять закономерности безумия толпы и революций лучше нас. Перед ними — будущее.



Другие статьи в литературном дневнике: