39
1. Определение и параметры группы
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее. Выделяют несколько разновидностей групп: 1) условные и реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом. Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности.
Психологические характеристики: групповые интересы, потребности, мнения, ценности, нормы, цели. По психологическим характеристикам различают: 1) группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: I) социального сравнения, поскольку референтная группа – источник положительных и негативных образцов; 2) нормативную функцию, так как референтная группа – источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться. Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства). Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей). Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности. Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе за счет других групп. Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы (учебный коллектив).
Слово "социометрия" буквально означает "социальное измерение" (Дж. Морено) и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности. Членам изучаемой группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать и т.п. Вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора. Кого из членов вашей группы пригласили бы вы на день рождения? С кем из членов вашей группы вы охотно бы стали выполнять совместное задание (учебное или производственное)? С кем из членов группы вы могли бы поделиться своими личными переживаниями? Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, могут быть представлены в форме матриц, социограмм, специальных числовых индексов. Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его "социометрический статус". Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют "звездами". Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе коэффициент удовлетворенности: Куд= число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком. Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд – 0/3 = 0.
Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ).
Психокоррекционная группа. Почти все тренинговые группы проходят в своем развитии стадии (см. рисунок), указанные еще Б.Тукманом (B.Tuckman, 1965) 1-я стадия: Зависимое и исследующее поведение; проблем2-я стадия: Разрешение внутригрупповых конфликтов – сплоченность; 3-я стадия: Эффективное решение Для различных стадий групповой динамики обычно выделяют различный ведущий контекст индивидуальных изменений (О. Немиринский, 1993). На первой стадии ведущим контекстом осознания индивидуальных изменений является оппозиция "Мы - Они". Это стадия идентификации с группой, с социально целым (с "Мы"). "Они" при этом относится к внегрупповому пространству. На второй стадии, стадии обретения ответственности, акцент смещается на оппозицию "Я - Они", отражающую противопоставление себя другим членам группы ("Они" - другие члены группы). Третья стадия - стадия "Я - Ты"-отношений. Это период проживания способности к близости и любви. Четвертая стадия - стадия обращения к своей экзистенциальной уникальности. Ее ведущий контекст может быть определен как "Я - Я". Таким образом, групповой процесс в тренинге предстает как путь к Я, путь участников к своему Я, и через него - к Я других людей.
2. Психологическое понятие возраста
Одним из основных вопросов, рассматриваемых в рамках изучения возрастной психологии, является понятие возраста. Возраст. Еще одной составляющей предмета возрастной психологии явля¬ется понятие возраста. Возраст - это качественно свое¬образный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностя¬ми. В психологии сложилось два представления о возрасте: физи¬ческий возраст и психологический возраст. Физи¬ческий возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения. Психологический возраст указывает на достигнутый уровень психологического развития. Пятилетний по физическому воз¬расту ребенок психологически может быть развит, например, как шестилетний и даже семи- или восьмилетний. Может быть и наобо¬рот: дети с отставанием умственного развития обычно характери¬зуются обратным соотношением физического и психологического возраста. Возраст - это специфическое сочетание психологии и поведения индивида. Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возрас¬та уже больше никогда не повторяется. Возраст человека проявляется в познавательных процессах, его восприятии, памяти, мышлении, речи, особенностях его личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения. Понятие возраста служит основой для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии детей. Возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не кален¬дарная дата, а период развития. Возраст, по определению Л. С. Выготского, — это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития, равные одному году, трем, пяти годам.
Возрастной период со своим неповторимым содержанием — особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью — имеет индивидуальные границы. Хронологические границы возраста могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а дру¬гой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.
Компоненты возраста.1. Социальная ситуация развития – совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью. (Л. С. Выготский). 2. Новообразования – психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития. Например, возникновение речи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте. 3. Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой (Эльконин Д.Б.).Принцип ведущей деятельности глубоко разработан в трудах А.Н.Леонтьева. Сущность этого принципа заключается в том, что в первую очередь именно в процессе ведущей деятельности ребенка в каждом периоде его развития складываются новые отношения, новый тип знаний и способы их получения, что существенно меняет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Таким образом, каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста. Но в пределах одной и той же деятельности, характерной для одного возраста, можно выделить различные этапы, причем развитие ребенка на каждом из них не одинаково. В процессе деятельности общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности.
Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.); 3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается:
а) умственный возраст. Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный "общий интеллектуальный показатель". "коэффициент интеллектуальности", (IQ), который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. Например, календарный возраст – 8 лет, а умственные способности ближе к шестилетней группе, таков, следовательно, и его "умственный" возраст. (Ув= IQ x 100% /Xв.) В дальнейшем на основе расчетов соотношения умственного и хронологического возраста и был выведен показатель, названный коэффициентом интеллектуальности (IQ); Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, самые низкие могут приближаться к 0, а самые высокие – 200. Стандартное (т.е. среднее для всех групп) отклонение – 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека IQ находится между 84 и 100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателями от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180). Коэффициент умственной одаренности выявляет количественную характеристику способностей, якобы некую неизменную, всестороннюю умственную одаренность, или общий интеллект (general intelligence). То, что было сказано об эксперименте, имеет отношение и к методу пси¬хологического тестирования детей. Свои интеллектуальные способ¬ности и личностные качества дети демонстрируют во время тести¬рования лишь тогда, когда их участие в тестировании стимулируется привлекательными для ребенка способами, например получением награды. Для психодиагностики детей обычно используют тесты, аналогичные взрослым, но более простые и адаптированные ( например, детские варианты теста Кеттела и теста Векслера).
Интеллектуальное развитие изучается с помощью разнообраз¬ных методик, но главным образом — стандартизованных тестов. Тест Векслера для детей 4-16 лет включает вербальные и дан¬ные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают два показателя — вербальный и невербальный интеллект, а также суммарный «общий интеллектуальный показатель».
Рабо¬тая с тестами интеллекта, психолог вычисляет IQ — интеллектуаль¬ный коэффициент:
IQ = умственный возраст / хронологический возраст • 100%
Если ребенок решает все задания для своего возраста, его IQ равен 100 баллам. Дети, набирающие свыше 120 баллов, считают¬ся одаренными, значительно отстающие от своей возрастной нор¬мы — умственно отсталыми.
б) социальная зрелость - SQ - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает).в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость. В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.
3. Теоретическая основа психоаналитического консультирования
Рассматривая психоанализ Фрейда с точки зрения его применения в психологической консультации, можно выделить следующее позиции:
1. Часто конфликты между мужем и женой развиваются не потому, что они действительно недовольны друг другом, а в силу переноса отношений к собственному отцу или матери.
2. Работая с клиентом, необходимо учитывать законы психосексуального развития. Согласно теории Фрейда, в своем психосексуальном развитии человек проходит определенные стадии, которые Фрейд подробно рассматривает в контексте формирования характера и будущих психологических проблем индивида. «Застревание» на одной из фаз (оральной, анальной, фаллической) может сохраняться в бессознательной форме и во взрослом состоянии. Оральная стадия начинается с рождения ребенка и длится до 1 года. В течение этого периода либидо ребенка связано, прежде всего, с процессом сосания и сексуальные чувства направлены на мать. Если ребенку не хватает объема сосания, то он может сосать свой палец или пустышку. Агрессивные чувства проявляются в крике, кусании материнской груди, отказе от питания. Анальная стадия развития , по Фрейду, начинается с одного года и длится до 3 лет. В этот период либидо ребенка смещается на процессы дефекации. Он научается управлять своими сфинктерами и получает удовольствие от задержки и опорожнения прямой кишки и мочевого пузыря. На этой стадии формируется Супер-Эго, ребенок приучается быть «хорошим мальчиком (девочкой)», он овладевает правилами туалета, у него появляется способность откладывать удовлетворение своих деланий и выдерживать напряжение. Анальная агрессия проявляется прежде всего в разрушении и пачканий. В ответ на фрустрацию (например, мама стала работать, и малыш часто остается один) он «забывает» о правилах и может «наделать» в штанишки. Замечено, что дети, «болеющие» энурезом, обычно страдают в той или иной форме от недостатка общения с родителем противоположного пола. Слишком настойчивое и агрессивное приучение детей к горшку приводит к формированию упрямства или к навязчивым состояниям, страху испачкаться и страху перед сексом. Выражение родителями отвращения к детским фекалиям могут привести к подавлению творчества, убеждению ребенка, что он может производить только «гадость». С трех до шести лет ребенок проходит фаллическую (или Эдипову) стадию психосексуального развития, когда он начинает интересоваться своими половыми органами и постигает разницу между мальчиками и девочками (знаменитая игра в доктора). Мальчики на этой стадии переживают, с одной стороны, гордость за наличие у них пениса, с другой стороны, испытывают страх потерять его в результате агрессии отца или других соперников (комплекс кастрации), что может привести к отказу от любых форм соревнования с другими мужчинами, неуверенности и плаксивости. Девочки испытывают комплекс неполноценности и зависть к мальчикам ввиду отсутствия этого достоинства. Девочки могут компенсировать комплекс неполноценности либо путем развития в себе женственности (нормальный путь), либо путем соперничества с мальчишками (в дальнейшем с мужчинами), подражая их поведению и доказывая, что они как бы больше мальчики, чем сами мальчики, к девочкам они высказывают пренебрежение. С шести лет до полового созревания проходит латентный период развития, когда внимание ребенка отвлекается от сексуальности, и в этот период все дети проходят интенсивное обучение. В период пубертата ребенок превращается в половозрелое существо, и он нуждается в частичном развенчании своих родителей. Родители (прежде всего родитель того же пола) «свергаются» с пьедестала и в дальнейшем (в идеальном случае) занимают позицию старших товарищей. После полового созревания наступает генитальная стадия психосексуального развития, которая характеризуется развитием подлинно личностно-окрашенного сексуального чувства, способности нести ответственность и создать семью.
Например, дети клиенты социально-пассивного типа могут иметь либо оральный характер, либо непреодоленный комплекс кастрации. Назидания и психологическое давление на клиента первого типа будут приводить к депрессивным состояниям, а у второго усиливать чувство неуверенности в себе.
Клиенты, склонные к упрямству и жестокости, осуществляющие разрушительные действия, скорее всего, принадлежат анальному типу. Подавление будет только усиливать их негативизм, реакцией будет только еще большая жестокость и упрямство. Один из возможных вариантов работы с ними - найти безопасный способ для канализации их агрессивных импульсов.
Клиенты, склонные к рискованному поведению, постоянному самоутверждению, скорее всего, принадлежат к фаллическому типу личности. Для них также лучшим вариантом было бы найти безопасный способ самоутверждения, например в занятиях спортом. Важно понимать, что социальной системе нужны все типы личности, задача психолога встроить данную конкретную личность в социальную систему. Не всегда для этого необходимо менять личность, а тем более ломать ее.
3. Другая важнейшая идея психоанализа состоит в том, что те или иные невротические черты личности могут образовываться как проявление тех или иных психологических защит. Например, агрессивность может развиваться по механизм такой известной защиты, как идентификация с агрессором. По сути дела, клиент может и не понимать, что вырабатывает в себе агрессивность, отождествляясь с более сильным и агрессивным человеком из страха за собственную личность. При этом он будет ненавидеть каждого слабака, с которым встретится, видя в нем самого себя, которого хотел бы преодолеть.
4. Чрезвычайно плодотворным может стать использование идеи трансфера (переноса). Психолог должен учитывать, что те чувства, которые подросток испытывал к родителям или первым учителям, к другим авторитетным людям могут переноситься на него и других людей напоминающих «первичные объекты». Агрессивность и недоверие могут происходить именно из этих источников. Даже если просто сказать клиенту: «Мне кажется, что Вы не доверяете мне, поскольку раньше Вас много обманывали (обижали, били)?», - то это может оказаться прорывом во взаимоотношениях с ним, серьезным шагом в достижении доверия.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 31.01.2012. 29
- 30.01.2012. 30
- 29.01.2012. 31
- 28.01.2012. 32
- 27.01.2012. 33
- 26.01.2012. 34
- 25.01.2012. 35
- 24.01.2012. 36
- 23.01.2012. 37
- 22.01.2012. 38
- 21.01.2012. 39
- 20.01.2012. 40