30
1. Типы ВНД и темперамент. Психологическая характеристика типов темперамента
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризую¬щих динамические особенности протекания психических процессов человека, их силу, скорость, возникновение, прекраще¬ние и изменение. Это различия между людьми по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энер¬гичности действий и другие. Свойства темперамента не относятся к числу собственно личностных качеств человека. Они биологически обусловлены и являются врожденными. Проявления темперамента можно заметить и у высших животных. Тем не менее темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, определяет его поступки, его индивидуальность. Он выступает как бы связующим звеном между организмом и личностью. История учения о темпераменте. Гиппократ (V в. до н. э.) описал четыре типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени. В дальнейшем в развитие учения о темпераменте большой вклад внесли римский врач Гален(II в. н. э.), немецкий философ И. Кант (конец XVIII в), немецкий психолог В. Вундт (конец XIX в.), немецкий психиатр Э. Кречмер, американский социолог У. Шелдон, русский физиолог И.П. Павлов и др. исследователи. В качестве теоретической основы исследований в дифференциальной психофизиологии выступала концепция свойств нервной системы, разработанная И.П. Павловым. Определенные сочетания этих свойств были зафиксированы как типы нервной системы или типы высшей нервной деятельности. Анализ соответствующих экспериментальных ситуаций на собаках показал, что каждая условно-рефлекторная процедура выявляет какое-либо основное свойство нервной системы. Таких основных свойств Павлов выделил три: сила нервной системы - сила процессов возбуждения и торможения. От этого свойства зависит работоспособность клеток коры головного мозга, их выносливость; подвижность нервных процессов (скорость смены возбуждения торможением и наоборот). По этому свойству нервной системы у разных людей индивидуальные различия проявляются особенно ярко; уравновешенность нервной системы (степень соответствия силы возбуждения силе торможения). Своеобразие комбинаций этих свойств образуют специфические типы высшей нервной деятельности. Были:сильный – уравновешенный – подвижный; сильный – уравновешенный – инертный;сильный – неуравновешенный;слабый. Типы НС (или типы ВНД), по Павлову, рассматривались как физиологическая основа темперамента. Оценки степени выраженности исследуемых свойств темперамента (силы процесса возбуждения, силы процесса торможения, подвижности нервных процессов) выглядят следующим образом:1.Сангвиник (лабильный тип ВНД). Сильный, оптимально возбудимый. Уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласовано, в гармоническом взаимодействии. У сангвиника положительные условно-рефлекторные связи образуются быстро и являются устойчивыми. Интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Условные тормозные реакции также образуются быстро, они сильны и устойчивы. Сильные нервные клетки коры и нормально возбудимые подкорковые области обеспечивают хорошую приспособляемость к требованиям окружающей среды. Деятельность коры характеризуется высокой подвижностью. Это живой темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом. 2. Флегматик (инертный тип ВНД). Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный. Медленный тип. У флегматика положительные условные рефлексы образуются с нормально скоростью, они сильны и прочны, как и тормозные условные реакции. Адекватное взаимодействие между корой и подкорковой областью обеспечивает контроль коры над прирожденными рефлексами. Флегматик сравнительно легко приспосабливается к социальной среде. Быстро выучивается говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. 3. Холерик (возбудимый тип ВНД). Сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения в подкорковых отделах Холерик характеризуется сильными условными реакциями, подверженными большому влиянию подкорковых областей. Повышенная подкорковая деятельность не всегда достаточно регулируется корой. Условные связи образуются медленней, чем у предыдущих типов, что связано с повышенной возбудимостью подкорковых центров, которые тормозят центры коры. Условные тормозные реакции холерика неустойчивы. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям школы. Их речь становится в меру быстрой, но неровной и формируется труднее, чем у сангвиника и флегматика. 4. Меланхолик (тормозной тип ВНД)Слабый, понижено возбудимый, неуравновешенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов. Пониженная деятельность коры у меланхоликов сочетается со слабой деятельностью подкорковых центров, что особенно выражается в пониженных эмоциях. Быстро утомляется и перестает реагировать на слишком сильные или продолжительные раздражители. Безусловные рефлексы также слабы. Условные реакции образуются медленно, после многих сочетаний безусловного и условного раздражителей. Интенсивность условных реакций часто не соответствует закону силы. Для меланхолика характерно преобладание внешнего торможения. Речь тихая, замедленная. Слабый тип нервной системы является благоприятной почвой для возникновения нарушений деятельности коры (особенно в детском возрасте). Обычно в дифференциальной психофизиологии, исходя из представления о первичности нейрофизиологического уровня, свойства нервной системы рассматриваются как независимая переменная, психологические – как зависимая. Однако имеются многочисленные данные, свидетельствующие и о возможности обратных влияний
Б.М.Теплов также считал тип нервной системы человека генетически обусловленным фактором, который в свою очередь зависит от со¬четания основных свойств нервной системы. К свойстам нервной системы, согласно Теплову, относятся: 1. Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т. е. ее способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредель¬ного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки. 2. Сила нервной системы по отношению к торможению, т. е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тор¬мозные влияния. 3. Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуж¬дению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактив¬ности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния. 4. Лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.
В.Д.Небылицын предложил 12-мерную классификацию свойств нервной системы человека. В нее входят 8 первичных свойств (сила, подвиж¬ность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Показано, что данные свойства могут относиться ко всей нервной системе (ее общие свойства) и к отдель¬ным анализаторам (парциальные свойства).
В.М.Русалов развил дальше идеи школы Теплова — Небылицына и предложил трехуровневую классификацию свойств нервной системы. Она включает: Общие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие динамику его работы в целом. Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отдельных «блоков» мозга (полушарий, лобных долей, анали¬заторов, анатомически и функционально разделенных подкорковых структур и т. п.). Простейшие, или элементарные, свойства.
От темперамента зависят такие свойства личности, как Впечат¬лительность —одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воз¬действие, чем на недостаточно впечатлительного. Эмоциональность —Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него сильнее выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоя¬нии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности. Импульсивность. Импульсивный человек сначала реаги¬рует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях. Тревожность проявляется в эмоциональных переживаниях: беспокойстве, боязни, опасениях, страхе.
Тип нервной деятельности, и прежде всего сила и по¬движность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование индивидуального стиля деятельности, общения. Индиви¬дуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы к условиям выполняемой деятельности. Это при¬способление должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами. В общении людей обсуждаемые свойства темперамента касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально-экспрессивных движений, довольно высок. Возбудимые люди легко входят в контакт, быстро адаптируются в общении. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого и создают впе¬чатление надоедливости. Продуктив¬ность общения - это способность сообщить и воспринять инфор¬мацию за единицу времени. Она больше у высокоактивных индивидов, чем у людей малоактивных и обладающих невысоким темпом.
Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должны быть направлены не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволяет выявить те характерологические свойства, которые присущи тому или иному типу высшей нервной деятельности
2. Характеристика социальной ситуации развития в раннем детстве
С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст (от одного года до трех лет) является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Этот возраст связан с тремя фундаментальными жизненными приобре¬тениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ори¬ентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его раз¬вития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку усва¬ивать знания, формировать необходимые умения и навыки через общение со взрослым. Предметная деятельность непосредственно развива¬ет способности ребенка, в особенности его ручные движения. Каж¬дый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, доста¬точны для полноценного психического развития маленького растущего человека. В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность — предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода. Возникает эмоциональ¬ная завышенная самооценка. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми.
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка.
Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности - вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным - и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: "Тата", "Саша". Потом, к трем годам, появляется местоимение "я". Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего "я", но того, что "я хороший", "я очень хороший", "я хороший и больше никакой". Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена. Сознание "я", "я хороший", "я сам" и появление личных действий продвигают" ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период - кризис 3 лет.
Несмотря на значение невербального общения в консультировании, важнейшие события происходят на вербальном уровне. Суть вербального поведения консультанта составляют способы его реагирования в период консультирования, которые могут быть определены как основные техники. О них подробнее поговорим в четвертом разделе. Психотерапия достигает цели за счет изменения понимания проблемы клиентом, создания особого языка, на котором он получает возможность выразить свои переживания. Каждая психотерапевтическая школа, создавая свою метафору, разрабатывает специфический язык, особую карту психологического пространства. Решение проблемы происходит как взаимодействие языка клиента и психотерапевта.
Важнейшим условием психотерапии является вхождение в метафору психотерапевтического направления через освоение клиентом специфических понятий и объяснительных схем. При этом важна и другая сторона использования языковых средств – следование за языком клиента. Важно интуитивно понять через языковую репрезентацию способ мировосприятия человека и заговорить с ним на одном языке. Чуткий психотерапевт использует в беседе с клиентом его ключевые слова. Общий подход состоит в том, что психотерапевт, перефразируя, отражая чувства, интерпретируя, конфронтируя, подытоживая сказанное клиентом, помогает ему понять его способ мировосприятия.
При этом важно учитывать паралингвистические средства – качество голоса и вокализации.
Типология «общих техник» (Ягнюг, 2000в)
Поощрение – средство для поддержания клиента: утверждения, демонстрирующие признание,подтверждение,понимание.
Повторение - почти буквальное воспроизведение сказанного клиентом или избирательное акцентирование определенных элементов его сообщения.
Вопрос – средство сбора информации:
Закрытый вопрос – выяснение или уточнение конкретных фактов, предполагающий короткий ответ: «да» или «нет»
Открытый вопрос – возможность сосредоточить внимание клиента на определенном аспекте его опыта, задать направление беседе, проводимому исследованию. Начинаются с вопросительных слов «что», «почему», «как», требуют развернутого ответа.
Короткий вопрос – встроенные в контекст высказывания короткие фразы или отдельные слова с вопросительной интонацией. Реплики типа «И что?», «А почему?», «С какой целью?».
Прояснение – возвращение к сути когнитивного содержания высказывания клиента.
Конфронтация – обращение внимания клиента на то, чего он избегает, это выявление и демонстрация противоречий или расхождений между различными элементами его психического опыта.
Интерпретация – процесс придания дополнительного значения или нового объяснения тем или иным внутренним переживаниям или внешним событиям, выстраивание определенной причинной связи между психическими явлениями.
Суммирование – высказывание, собирающее вместе основные идеи рассказа клиента и подытоживающее достигнутый результат.
Отражение чувств – отражение и словесное обозначение вербально или невербально выраженных клиентом эмоций (в прошлом, настоящем, будущем), чтобы облегчить их отреагирование и осмысление.
Информирование – предоставление информации в форме объяснений, изложений фактов или мнений либо по собственной воле, либо в ответ на вопросы клиента.
Совет (рекомендация) – высказывание клиенту собственного мнения, основанного на своем видении ситуации.
Убеждение. Четких различий между внушением и убеждением нет.
Парадоксальная реакция – создание необычной перспективы, призыв к альтернативному восприятию ситуации или способу реагирования на нее.
Обратная связь – описание поведения клиента, помогающее ему «увидеть себя со стороны».
Самораскрытие – разделение с клиентом собственного опыта, предоставление информации о себе.
Директива – предложение предпринять определенные действия в ходе сессий или выполнить определенные задания.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 31.01.2012. 29
- 30.01.2012. 30
- 29.01.2012. 31
- 28.01.2012. 32
- 27.01.2012. 33
- 26.01.2012. 34
- 25.01.2012. 35
- 24.01.2012. 36
- 23.01.2012. 37
- 22.01.2012. 38
- 21.01.2012. 39
- 20.01.2012. 40