31

Тер-Степонянц Антонина: литературный дневник

1. Понятие характера
Характер определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Если темперамент является в основном прижизненным образованием, закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека. Темперамент определяет лишь динамические особенности индивида (уровень общей психической активности, скорость реакций, темп работы и др.), в то время как характер обусловливает осознанные поступки людей в соответствии с их морально-этическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами. Черты характера. Особенности, выделяемые в поведении чело¬века, называют чертами характера. Основные черты личности, которые составляют структуру характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включены черты, которые способствуют достижению поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетель¬ство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др.
Кречмер: 1. Астенический тип — это обычно худой человек среднего или выше среднего роста, из-за своей худобы ка¬жущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астени¬ка тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабы¬ми жировыми накоплениями.2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мус¬кулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с ши¬рокими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высо¬кая голова.3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.Каждый из типов строения тела Кречмер связал с особым ти¬пом характера. Шизотимик имеет астениче¬ское телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с тру¬дом приспосабливается к окружению. Иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный, маловпечатлительный человек со сдержанными жестами и ми¬микой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Циклотимик имеет пик¬ническое телосложение, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах. Как было показано Кречмером, тип строения тела и, соответственно, определенный тип характера, коррелирует со склонностью к определенным психи¬ческим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психо¬зом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикни¬ка. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.
Анальный и оральный типы характера (по Фрейду). Если ребенок чрезмерно фрустрирован или получает чрезмерное удовлетворение на какой-либо фазе своего психосексуального развития, он будет «фиксирован» на проблемах данной фазы. Характер личности понимается как выражение влияния подобной фиксации, растянутой во времени: - если взрослый человек обладает шизиодной личностью, то им либо пренебрегали, либо ему чрезмерно потворствовали в периоде «оральной фазы развития;- в случае проявления обсессивных симптомов – проблемы возникли в период «анальной фазы»; - в случае истерии – ребенок был отвергнут или соблазнен, либо и то и другое тогда, когда интересы ребенка направлены на гениталии и сексуальность (фаллическая фаза). Адлер. Жизненный стиль – это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно – они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу – это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Адлер подчеркивает, что люди не беспомощные пешки в руках внешних сил. Человек формирует свою личность.
Юнг. Интроверты строят свое поведение, исходя из собственных идей, норм и убеждений. Интровертам свойственна повышенная тревожность по поводу даже малейших житейских проблем, своего здоровья, чаще всего не имеющая реальных оснований. Им свойственна высокая чувствительность и повышенная чуткость к опасности. Экстраверты прекрасно ориентируются во внешнем мире, в своей деятельности исходят из его норм и правил поведения. Экстравертам свойственны общительность, инициативность, гибкость поведения, умение находить свое место в обществе и приспосабливаться к его требованиям. Предметы и явления, объекты внешнего мира интересуют их больше, чем собственный внутренний мир. Типология Фромма. 1. «Мазохист-садист». Человек садистического типа склонен ви¬деть причины своих жизненных успехов и неудач не в складывающихся обстоятель¬ствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направля¬ет свою агрессию на человека, который представляется ему при¬чиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные дей¬ствия направляются на себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Та¬кой человек много занимается самообразованием, самосовершенст¬вованием, «переделкой» людей «в лучшую сторону. Такой тип человека называют авторитарной личностью. Гитлера, Сталина. Наиболее часто проявляемые мазохистские тенденции — это чувст¬во собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности. Люди-мазохисты проявляют тенденции принижать и ослаблять себя, упиваются самокритикой и самобичеванием, возводят на себя напрасные обвинения, старают¬ся взять вину на себя, даже если в случившемся они ни при чем. 2. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию. К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, ко¬торые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализа¬ции своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. 3. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с труд¬норазрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется об¬стоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной груп¬пы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. Теория Райха. Каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, поэтому характер человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности. Человеку полезно проанализировать в деталях свою позу и физические привычки (поэтому Райх часто имитировал характерные позы или жесты пациентов, просил самих людей повторить или преувеличить привычный штамп поведения, например нервную улыбку), усилить определенный зажим в мышцах, чтобы лучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая связана с этой частью тела. Лишь после того как подавляемая эмоция находит свое выражение, человек может полностью отказаться от хронического напряжения, или зажима.



2. Кризис одного года, его причины и психологический замысел
Переходный период между младенчеством и ранним детством называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. При переходе ко второму году жизни многие дети на¬чинают проявлять непослушание. Оно выражается в том, что ребенок с удивительным упорством начинает повторять те действия, которые взрослые запретили ему выполнять. Причина данного поведения состоит в том, что ребенок начинает активно изучать окружающий мир и получает удовлетворение от производимых им самим эффектов. В то же самое время его желание наталки¬вается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослого ребенок начинает проявлять упрямство и упорно пытается повторять именно то, что ему запреща¬ется. Это есть форма протеста ребенка против неадекватного поведе¬ния взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребенок на¬чинает капризничать, плакать, бросается на пол, ведет себя демон¬стративно непослушно. Этот онтогенетически первый жизненный кри¬зис есть признак развития ребенка, его готовности перейти на сле¬дующий уровень зрелости.
Установление новых отношений с ребенком, предо¬ставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.
Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме, и по смыслу. Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличны от них. Встречаются слова, не похожие на соответствующие слова взрослых («тити» — часы, «ниняня» — не надо), звукопод¬ражательные слова («ав-ав» — собака, «му-му» — корова).Еще более интересны семантические различия. Маленький ре¬бенок вкладывает в слово совсем другой смысл, чем взрослый че¬ловек, поскольку у него еще не сложились наши «взрослые» поня¬тия. Для нас слово чаще всего связано с определенной группой предметов, идентичных по какому-то существенному, обычно функциональному признаку. Так, «часы» — вещь, с помощью ко¬торой мы определяем время. Это предметное значение имеют все часы, обозначаемые нами одним словом, — и большие, и малень¬кие, и круглые, и квадратные, и ручные, и стенные с маятником. Ребенок не может так обобщать предметы. У него своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.
Автоном¬ная речь возникает только при яркой аффективной окраске воспринимаемой ребенком ситуации и активности самого ребенка, переживающего эту ситуацию. Еще одна особенность автономной речи — своеобразие связей между словами. Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний. Автономная детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов. Общение с другими взрослыми с помощью такой речи почти невозможно, хотя здесь могут помочь неязыковые средства — жесты и выразительная мимика ребенка, сопровож¬дающие непонятные слова.



3. Взаимосвязь и взаимозависимость пациента, психолога и проблемы
Психологические оценки, согласно Kleinmuntz (1982; цит. по: Gelso, Fretz, 1992), — это системные или стандартизированные процедуры наблюдения за поведением. По существу, оценками занимается большинство психологов. На основании сопоставления поведения разных людей и анализа поведения одного и того же индивида в разные промежутки времени делаются обобщения о целях прогноза. Поэтому психологическая оценка имеет большое значение как для теории психологического консультирования, так и для практики. Оценка широко применяется во многих областях психологии, однако ее применение в консультировании имеет один важный аспект: мы предоставляем клиенту новые сведения о нем и его перспективе.
Психологическая оценка — это очень широкое понятие. Например, Сох (1988) говорит о трех аспектах возможной оценки клиентов:
• нозологическом (причисление клиента к определенной нозологической категории);
• психодинамическом (выделение доминирующих механизмов психологической защиты, обусловленных онтогенетически);
• экзистенциальном (анализ субъективного мира клиента).
В общем, психологической оценке подлежат самые разные сведения об особенностях людей: оценивается информация о клиенте, полученная во время беседы, результаты психологического обследования, сны, творчество и т.п.
Каждая проблема человека — это констелляция его чувств, мыслей и интенций. Поэтому ее можно разрешить, меняя свою жизнь — ее образ, отношения, внутреннюю ориентацию. Иногда возникает соблазн во всех своих проблемах обвинять окружение (или наследственность). Окружение бесконечно важно как арена, на которой человек борется за себя, однако думать, что окружение является причиной трудностей личности, — неконструктивно и неправильно. Как говорит May (1967), окружение представляет собой шахматную доску и фигуры, однако по доске и фигурам нельзя предвидеть, как будет происходить игра. May продолжает:
"Некрасивая девушка может жаловаться, что такой родилась, однако надо помочь ей понять, что некрасивость появляется из-за неумения подать свою внешность в выгодном свете вследствие ошибочных установок".
Каждый из нас имеет трудности в жизни. May (1967) признается: "Откровенно говоря, я не встречал клиента, проблем которого не усматривал бы и у себя, по крайней мере потенциально". Поэтому первое и важнейшее положение в консультировании (о котором консультант должен сообщить клиенту): наличие проблем — это нормальное явление. Осознание данного положения представляет первый шаг к устранению проблем. Серьезные нарушения вызывает только затянувшаяся неспособность решать свои проблемы или научиться жить с ними.
Расстройство в одной сфере жизни, как правило, вызывает нарушения и в других сферах. Например, нарушение межличностных отношений в семье обычно приводит к расстройству сексуальной сферы партнеров. Можно найти бесконечное множество таких примеров. Поэтому обычно нет оснований говорить об одной проблеме, они существуют своеобразными "гроздьями". Этот взгляд противоречит распространенному в практике консультирования положению, когда делается попытка идентифицировать именно конкретную проблему. Однако попытка свести сложности и трудности жизни к какой-либо одной проблеме часто обусловливает неправильное понимание их истинных причин.
Каждая проблема, несмотря на видимую типичность, является неповторимой и обязательно требует индивидуального подхода. В этом смысле было бы ошибочно думать, что могут существовать какие-либо алгоритмы решения отдельных проблем. Каждый случай консультирования уникален и требует понимания в контексте жизни конкретного клиента.
Все проблемы, с которыми мы сталкиваемся в консультировании, имеют свою историю возникновения и развития. Когда консультант знакомится с проблемами клиента, чаще всего выясняется их долгое вызревание перед прорывом в повседневную жизнь. До прихода к консультанту клиент, как правило, пытался самостоятельно решать свои проблемы, и о таких попытках и результатах консультант должен знать. Нередко неудачи собственных усилий впоследствии принимаются за основные причины существующих проблем.
Иногда работа над проблемами клиента уподобляется доказательству геометрических теорем. Не следует забывать, что каждая проблема имеет глубокие личные корни. Если мы будем излишне интеллектуализировать и объективировать проблему, то столкнемся с угрозой недооценки значения чувств в ее возникновении и разрешении.
Каким же образом можно установить иерархию проблем? Прежде всего важно выяснить, насколько неудовлетворенная потребность и недостигнутая цель значимы в жизни клиента. Потом следует установить, в какой степени блокируется цель или фрустрируется потребность. Также важно, сколько времени существует проблема. Если она имеет длинную историю, клиент уже мог найти много способов (чаще всего непригодных) компенсации, которые затрудняют выявление подлинных причин трудностей. Очень значимо понимание истоков проблемы самим клиентом. Если понимание ошибочно, клиент уже построил целый ряд объяснений, не соответствующих реальности и затрудняющих развязку.
Существенную роль в консультировании играет идентификация и вербализация проблем. Передать свои затруднения словами не так просто, как может показаться на первый взгляд. Вообще в консультировании мы говорим с клиентом о вещах, которые он знает, однако они никогда не были точно высказаны. Проблемы скорее всего находятся "в голове". Это похоже на нередко встречающийся феномен, когда мы знаем слово, но назвать его не можем; в таких случаях говорят "слово вертится на кончике языка". В консультировании бесконечно важно точно обозначить проблему, поскольку в самом процессе наименования, вербализации, как и при сдаче письменного экзамена, выясняется, что мы знаем в действительности, а что нам только кажется известным. Вербализация проблем также придает реальность несформулированным мыслям, чувствам, фантазиям, мечтам. Наименование устраняет эфемерность. Вербализация выполняет еще одну функцию. Она помогает клиенту в определённой степени отделить себя от окружающего мира и от мира своих эмоций и мыслей. Высказывания о себе создают психическую дистанцию от самости; такая дистанция необходима при желании понять, контролировать, а также изменять себя. Сам факт вербализации делает возможной критическую оценку ситуации. Если клиент говорит о своих чувствах, то по крайней мере в данный момент они не управляют им. При высказывании "Я сержусь" происходит отдаление от этого чувства. Высказать то, что чувствуешь, — это первый шаг в направлении контроля над чувствами. Поэтому вербализация проблем очень важна, даже если они представляются неразрешимыми.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.01.2012. 29
  • 30.01.2012. 30
  • 29.01.2012. 31
  • 28.01.2012. 32
  • 27.01.2012. 33
  • 26.01.2012. 34
  • 25.01.2012. 35
  • 24.01.2012. 36
  • 23.01.2012. 37
  • 22.01.2012. 38
  • 21.01.2012. 39
  • 20.01.2012. 40