33

Тер-Степонянц Антонина: литературный дневник

1. Способности и задатки
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Классификация: природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей); специфические имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на: общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.); теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям; учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении)- талантом; способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия – это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.
Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.
Уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального.
По определению Б. М. Теплова, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Важнейшим признаком способностей Б. М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригинальность и самобытность приемов, используемых в деятельности; способности служат успешному выполнению деятельности. Некоторые исследователи, например Н. А. Менчинская, полагают, что в данном случае логичнее говорить об обучаемости как успешности в приобретении умений, знаний, навыков; для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию.
Основу способностей составляют задатки. Задатки – это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью.
Своеобразное сочетание способностей, которое обес¬печивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью. Высокая ступень развития способностей называется талантом. Талантливые люди способны решать в какой-то облас¬ти знаний или практики сложные теоретические и прак¬тические задачи, способны создавать материальные или духовные ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение. В этом смысле мы говорим о та¬лантливых ученых, писателях, учителях, художниках, кон¬структорах, руководителях и пр.Талант может проявляться в любой человеческой дея¬тельности, а не только в области науки или искусства. Талантливыми также называют людей, способных быс¬тро усваивать знания и правильно применять их в жизни и в своей деятельности. Это талантливые ученики и талант¬ливые студенты, талантливые скрипачи и пианисты, та¬лантливые инженеры и строители. Гениальность - это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно но¬вых творений, открывающих новую эру в развитии куль¬туры, науки, практики. Так, А.С. Пушкин создал произ¬ведения, с появлением которых начинается новая эпоха в развитии русской литературы и русского литературного языка. Можно сказать так: гений открывает и создает новое, а талант это новое понимает, быстро усваивает, прилагает к жизни и продвигает вперед.
Особенности одаренного ребенка. В результате изучения ряда одаренных детей удалось выявить некоторые существенно важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности. Это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. Вторая особенность личности высокоодаренного ребенка, что готовность к труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться. Третья группа особенностей связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.


2. Пренатальное развитие и его особенности
В пренатальном периоде у ребенка существует очень тесная связь с матерью, представленная не как слитость, а скорее как некая общность. В систему «мать – ребенок» включены все связи с внешним миром, вся информация, поступающая как извне, так и изнутри. В пренатальном развитии можно выделить несколько стадий: зачатие, стадия зародыша (от зачатия до имплантации зародыша в стенку матки), стадия эмбриона (дифференцирование клеток: 2-я – 8-я неделя), стадия плода (преобладание физического роста над образованием новых органов: 8-я неделя – роды). Непосредственная связь между матерью и ребенком устанавливается на стадии эмбриона, когда оплодотворенная яйцеклетка прикрепляется к матке. Однако эмбрион неподвижен, только около одного месяца происходит формирование поперечно-полосатой мускулатуры и появляются движения, которые пока еще не ощущаются матерью. На 16-й – 20-й неделе в результате различия в скорости роста тела ребенка и плодных оболочек появляется своеобразная граница, предел для движений. Ребенок двигается, мать ощущает эти движения и дает ему обратную связь вначале только тем, что замечает или игнорирует эти движения, а затем посредством гуморальной регуляции сообщает о позитивной или негативной реакции на те или иные движения. Позже появляется возможность исследовать тело ребенка через свой живот. Развитие сенсорных функций ребенка представляет собой социальный процесс Если мать лежит, а не двигается, не гуляет, не танцует, ребенку не хватает сенсорной стимуляции, и угнетается развитие древнейшего мозга и нейроэндокринной системы (первичной адаптивной системы). Зрелость первичной адаптивной системы зависит от эмоциональной среды матери и ее образа жизни. Общая для матери и ребенка адаптивная система угнетается чувствами беспомощности и бесполезности, утратой любви, чувством покорности и поражения, и укрепляется противоположными - ответственностью, руководством, чувством творчества, победы. По наблюдению Томаса Верни, младенец в утробе быстрее осваивает те воздействия, которые обращены непосредственно к нему. Пятимесячный эмбрион (ребенок!) слышит громкие крики, пугается, сердится, реагирует на слова и ласки, меняет поведение в зависимости от настроения матери. Предпосылки этого многообразия закладываются в докоммуникативный период, когда мать еще непосредственно не ощущает присутствия ребенка. Центральная и периферическая нервная система формируется на втором месяце внутриутробной жизни, полуторамесячный эмбрион уже реагирует на боль, отстраняется от света, направленного на живот матери, на прикосновение к подошвам. В 6 - 7 недель возникает орган вкуса (позднее он начинает ощущать вкус и запах околоплодных вод - важность этого фактора в коммуникации впервые отметили микропсихоаналитики). В конце третьего месяца ребенок чувствует прикосновения большей частью своего тела. К 5 месяцам формируется вся система слуха, так что ребенок начинает слышать голоса и после рождения реагирует на речь «знакомых» ему людей. Знает прекрасно голос матери, его интонации – вот почему так важно петь и разговаривать с малышом. Голос отца он тоже узнает хорошо и с 5-тимесячного возраста слышит его с двери и реагирует радостными движениями. Так говорят некоторые мамы. Часто родители также отмечают, что дети узнают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения. На настроение матери эмбрион способен реагировать еще до появления ЦНС, когда его клетки улавливают изменения в составе крови. Радость, волнение, страх или тревога влияют на ритм ее сердцебиения, кровообращение и обмен веществ: когда мать радуется, кровь разносит гормоны радости эндорфины, в случае грусти и тревоги - гормоны стресса катехоламины. Соответствующие ощущения (безопасности или опасности) испытывает и ребенок. С шести месяцев, согласно Верни, берет свой отсчет интеллектуальная и эмоциональная жизнь ребенка. Он "знает", какие движения вызовут чувства удовольствия, какие - неудовольствия. Мать активно интерпретирует поведение ребенка внутри как своими чувствами, так и поведением. Шестимесячный ребенок, испытывая давление амниотической жидкости, сворачивается, переворачивается вниз головой; он умеет сосать палец, закрывает руками лицо, когда мать волнуется. На восьмом месяце он не просто воспринимает звуки, но отвечает на них, толкая именно в переднюю часть живота.
Процесс рождения — это тяжелый, переломный момент в жизни младенца. Не случайно специалисты говорят о кризисе новорожденности или родовом кризисе. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно другие условия (в отличие от внутриутробных): температурные (холодно), по освещенности (яркий свет). Воздушная среда требует иного типа дыхания. Возникает необходимость смены характера питания (кормление материнским молоком или искусственное питание). Приспособиться к этим новым, чужеродным для младенца условиям помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы (пищевые, защитные, ориентировочные и др.). Однако их недостаточно, чтобы обеспечить активное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Без ухода взрослых новорожденный не в состоянии удовлетворить ни одну свою потребность. Основой его развития является непосредственный контакт с другими людьми, в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы. Одним из первых образуется условный рефлекс на положение при кормлении.С первых дней жизни у младенца имеется система безусловных рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Напомним, что один из наиболее благоприятных периодов жизнедеятельности организма ребенка — это внутриутробный, когда мать и дитя едины.
Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов — важный момент в психическом развитии ребенка. На их основе происходит развитие ориентировочного рефлекса что такое?. По данным A.M. Фонарева, уже после 5—6 дней жизни новорожденный способен следовать взором за движущимся в непосредственной близости предметом при условии его медленного перемещения. К началу второго месяца жизни появляется способность сосредоточения на зрительные и слуховые раздражители с их фиксацией в течение 1—2 мин . На основе зрительного и слухового сосредоточения происходит упорядочение двигательной активности ребенка, которая в первые недели его жизни имеет хаотический характер.
Наблюдения за новорожденными показали, что первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями. На втором месяце он замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название комплекс оживления. Реакция ребенка на взрослого указывает на возникшую у него потребность в общении, попытку установить со взрослым контакт. Малыш доступными ему средствами общается со взрослым. Появление комплекса оживления означает переход ребенка к следующему этапу развития — младенчеству (до конца первого года).
В три месяца малыш уже выделяет близкого ему человека, а в шесть месяцев отличает своих от чужих. Далее общение ребенка и взрослого начинает все чаще осуществляться в процессе совместных действий. Взрослый показывает ему способы действия с предметами, помогает в их выполнении. В связи с этим меняется и характер эмоционального общения. Под влиянием общения повышается общий жизненный тонус малыша, усиливается его активность, что в значительной степени создает условия для речевого, двигательного и сенсорного развития.


3. Особенности консультирования детей дошкольного возраста
В психолого-педагогическом консультировании очень важно, чтобы сам психолог-консультант имел педагогическое образование и достаточно хорошо ориентировался в теории и практике педагогики. Необходим также и собственный опыт по обучению и воспитанию детей, желательно - разного возраста. Но и этого для успешного проведения психолого-педагогического консультирования недостаточно. В отличие от обычного педагога, ученого-психолога или преподавателя, консультант-психолог не имеет права открыто проявлять отрицательные реакции на поведение клиента и внешне демонстрировать ему свое отношение. Это правило действует даже том случае, если клиент явно нарушает принятые нормы педагогической этики или морали.
Психолог не имеет права проявлять свой негативизм по отношению к клиенту. Это в особенности касается подростков и их родителей, которые могут обращаться в психологическую консультацию. Их поведение по отношению к психологу-консультанту далеко не всегда является педагогически безупречным и выдержанным.
При консультировании по психолого-педагогическим вопросам следует также иметь в виду, что полностью и добросовестно выполнять рекомендации психолога-консультанта не всегда будут именно те люди, кого они касаются и кому персонально на самом деле адресуются. Например, родителям часто приходится давать рекомендации, которые на самом деле касаются их детей, а детям - советы, которые больше относятся к поведению их родителей (возможные реакции взрослых людей на педагогически неадекватное поведение их родителей по отношению к ним). Это обстоятельство следует принимать во внимание.
Когда объектом психолого-педагогического воздействия становятся дети до младшего школьного возраста включительно, практические рекомендации от психолога-консультанта получают взрослые люди: родители, учителя или воспитатели ребенка.
Психолого-педагогическое консультирование, как и консультирование по интимно-личностным вопросам, редко проводится как одноразовая акция, так как педагогический процесс достаточно сложен и использование полученных рекомендаций далеко не сразу приводит к желаемым результатам. Кроме того, на пути реализации рекомендаций нередко возникают новые, неожиданные вопросы, проблемные ситуации, требующие специального обсуждения с психологом. Педагогическая перестройка поведения - это всегда сложное, чреватое ошибками дело, так как здесь можно столкнуться с укоренившимися в сознании человека педагогическими предубеждениями.





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.01.2012. 29
  • 30.01.2012. 30
  • 29.01.2012. 31
  • 28.01.2012. 32
  • 27.01.2012. 33
  • 26.01.2012. 34
  • 25.01.2012. 35
  • 24.01.2012. 36
  • 23.01.2012. 37
  • 22.01.2012. 38
  • 21.01.2012. 39
  • 20.01.2012. 40