***Вряд ли Энгельс, формулируя свои законы диалектики, предполагал, что его закон о переходе количества в качество может давать столь неожиданные результаты. Это я снова об итальянцах, ибо вернувшись из этой страны никак не могу, да и не хочу, вновь возвращаться «к собственным баранам». В Италии преизбыток всего того, что можно отнести к вершинным достижениям человеческого духа. Такого количества блестящих имён деятелей культуры не знала ни одна страна мира, за исключением, пожалуй что, Франции, хотя во многом успехи французов обусловлены влиянием итальянцев. От местных интеллектуалов я слышал мнение, что, в современной Италии имён, сопоставимых с именами своих предшественников, ныне не наблюдается, хотя мне кажется, что это обычное заблуждение современников и зависит оно, прежде всего, от самих современников, которые во многом отличаются от жителей Италии прежних эпох. Современный итальянец мало что расскажет вам о Джотто или Боттичелли, Саккетти или Боккаччо. Да и своих недавних титанов, таких как Лино Альдани или Альберто Моравиа он тоже наверняка не вспомнит. При звуках имён Джанни Родари или Карло Коллоди он как-то смущенно улыбнётся, очевидно, припоминая что-то давно забытое, но так и не поймёт – о чём это вы. Моих итальянских гидов я часто обескураживал своими расспросами о том, чего они не знали или не помнили, но я бы не сказал, что в них не было внутренней культуры. Культура в крови итальянцев, её уровень там постоянный и одинаковый практически у всех, как уровень заурядных эритроцитов. Но обнаруживает она себя иначе, нежели у нас. И проявляется не образованностью и безупречной огранкой ума, а гуманизмом и внимательным и разумным отношением к жизни. Жизни своей и чужой. И пусть такой неожиданный качественный скачок удивляет и разочаровывает тех, кого ещё волнуют философские проблемы и кто никак не может примириться с нелинейным движением человеческой эволюции. К этой когорте любителей философии с некоторой натяжкой можно отнести и меня, только с той разницей, что мне по душе такая диалектика. © Copyright: Виктор Меркушев, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике: |