***

Евгений Садков: литературный дневник


"Вам не дано предугадать,как ваше слово отзовется, каким к вам боком повернется, сказала нам япона мать"
Ван Ли-чжун, китайский переводчик при дворе Фу Си.


***


" Извините, Лев Николаевич, за вольную интерпретацию известного стихотворения Вашего друга.


Фигура речи, примененная моим другом, имеет прямое отношение к сегодняшнему разговору. Плюс музыкальный бонус, который не знает ИИ.


Сейчас любой из нас, переадресовав вопрос Алисе, скажет, какую музыку Вы любите. Естественно, Шопен, Моцарт и Бетховен. Ну и благодаря супруге брата увлекаетесь цыганским шансоном. Сами, подозвав Машу Шишкину, наигрываете на пьянино микс из "Элизы" и "Мохнатого шмеля"


Но есть композитор, чье творчество вызывает раздражение? ИИ здесь не помощник. Совсем другое дело-дневник.


Соблюдая привычную хронологию, разберем день, когда Вы разминулись с уклонистом Любичем. Вернувшись из Тулы, погружаетесь в привычное гостевое-семейное столпотворение.


В гомоне сидящих за столом выделяете слова друга-ровесника.


Весной 1889 года Страхов пишет Вам восторженное письмо-отзыв о "Кольце нибелунгов" Вагнера. Двенадцать вечеров посвятил Николай Николаевич прослушиванию оперы популярного во всем мире немецкого композитора.


Теперь же вновь возвращается к популярному произведению:


"Страхов рассказывал воскресенье Вагнера оперы: Вотан, Валгала, Валкирия, Сигмунд, Сигфрид и т. п."


Воскресенье, в четверг 13 июня?


Нет же, вторая волна популярности. Типа "Хенде хох" с вечто молодым Битловым.


После восторгов Николая Николаевича все, ожидая Вашей реакции, невольно затихают. Сценическая пауза разрушена басом:


"Ужасно слушать, до какого полного безумия дошли люди"


Немая сцена. Даже детвора Давыдова оцепенела. Лишь безумные облака-валькирии, как предвестники великих потрясений, несутся над Ясной Поляной.


В Ваших глазах отражается будущее: оскверненное захватчиками родовое гнездо Толстых. И вновь возврат в настоящее, с переносом локации в Австро-Венгрию. Здесь совсем недавно появился главный ценитель музыки Вагнера. Тот, который заставит великую нацию полюбить и себя.


Интересное совпадение. Круче, стык мировоззрения великого пацифиста и ещё ребенка-будущего мирового изверга. Возможно ли такое? Как знать. Возможно, будущее, с общей мирной целью смягчит те, да и не только, злодеяния.


Или же эта Ваша интуиция, безграничная, как во времени, так и в пространстве.


И вновь в Ваших серых глазах картина ещё более дальнего будущего. Застрявший в воротах ростовского цирка танк. И над всем этим огромная золотая кувалда в маленьких руках Альбериха.


Удивительно, в своем дневнике Вы применили термин "вагнеровщина", как я понимаю, не только по отношению к музыке, но и нечто большему, мистически-разрушительному.


Харе Кришна, солнце, как сказала Софи Шолль, ложась под нож гильотины, ещё светит.


Ваш ученик ЕС.


A propos!



Вечером 13 июня Вы решили писать об искусстве. Но до этой статьи, где вновь упоминается Вагнер, ещё далеко"





Другие статьи в литературном дневнике: